Бизнес под крестом

Бизнес под крестом31.05.2017

Крупнейшую аптечную сеть Новосибирска отказались выставлять на торги — она терпит крах на фоне растущего рынка

В Новосибирске работает 748 аптек

Новосибирский аптечный рынок снова на подъёме — новые магазины по продаже лекарств открываются уже по несколько в одном доме. Между тем диспропорция между плотностью аптек в центре и на окраинах только увеличивается. На этом фоне очередная попытка акционировать «Новосибирскую аптечную сеть» (НАС) была вновь отвергнута городскими властями, несмотря на то, что НАС, по признанию самих аптекарей, испытывает всё большие сложности в работе. Обозреватель НГС.БИЗНЕС выяснил, где дорога к анальгину и зелёнке короче, кто снабжает лекарствами новосибирцев и можно ли ждать на этом рынке дальнейшего усиления конкуренции.

Акционировать нельзя, оставить

«Муниципальная аптечная сеть» — последнее чисто торговое предприятие, которое осталось в собственности мэрии. Аптеки работают в форме МУПа, и после вступления в силу в этом году новых изменений в законодательстве у НАС возникли проблемы с закупкой лекарств. По закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров…» (44-ФЗ), которым теперь должен руководствоваться МУП, муниципальные аптеки не могут закупить тот препарат, который считают нужным, а

вынуждены выставлять каждый контракт на торги (как при любых госзакупках), указав лишь конкретное действующее вещество.

«Кроме действующего вещества существует целый ряд характеристик, которые определяют его эффективность. Однако существующий порядок не позволяет нам определить при закупке даже дозировку», — сетует заместитель гендиректора НАС Галина Кирьянова. — Тем более муниципальные аптеки не могут закупать лекарства исходя из объективно существующего спроса на те или иные лекарственные бренды».

Идея акционирования исходила от мэрии. Начальник департамента по социальной политике мэрии Ольга Незамаева на заседании комиссии горсовета рассказывала, что НАС испытывает явные финансовые проблемы. По её словам,

упали сразу несколько ключевых показателей: товарооборот упал на 21 %, посещаемость сети — на 18 %, а чистая прибыль сократилась в 3,5 раза, составив 3,7 млн руб. (в прошлом году — 13,95 млн руб.).

Тем не менее решение об акционировании так и не было принято. Как пояснили тогда депутаты, они рассчитывают, что в федеральные законы вскоре внесут изменения, которые позволят муниципальным аптечным предприятиям вернуться к прежней системе закупок. Но это не значит, что НАС ничего не грозит.


Лекарственный бум

По данным 2ГИС, сейчас в Новосибирске (без пригородов) работает 748 аптек, это на 10 % больше, чем в мае 2016 года, и на 20 % больше, чем в мае 2014 года. Как подсчитал 2ГИС, Новосибирск уже довольно существенно опережает по плотности аптечной сети Москву и Санкт-Петербург. Если в столицах на 10 тыс. человек приходится 3 аптеки, то в Новосибирске их уже 5. Эта ситуация, впрочем, характерна для сибирских городов-миллионников — примерно такая же концентрация аптек сегодня в Омске и Красноярске.

В самом городе, впрочем, плотность аптечной сети неоднородна. В пересчете на 10 тыс. населения больше всего аптек в Центральном (9,7) и Железнодорожном (6,8) районах. Меньше всего — в Дзержинском (3,8) и Калининском (4). Здесь нужно принимать во внимание то, что именно в Центральном и Железнодорожном районах самая большая концентрация офисов, магазинов, ресторанов — здесь в принципе люди проводят больше времени, чем где-либо ещё, даже если они живут совсем в другом месте.

Рост общего количества аптек сегодня идёт в основном за счёт новых игроков. За последние несколько лет на местный рынок вышло сразу несколько довольно крупных сетей из других регионов. Так, например, в феврале этого года свою первую аптеку в Новосибирске открыла сеть «Максавит» из Нижнего Новгорода (входит в первую двадцатку крупнейших аптечных сетей России).

Тем не менее больше всего аптек в городе по-прежнему у местной «Муниципальной аптечной сети» (98 точек).

В некотором смысле это уникальный случай, когда лидером массового конкурентного рынка в Новосибирске оказывается не международная или федеральная компания, а местный игрок, да ещё и не являющийся частным бизнесом.

На втором месте — сеть «Радуга» (70 аптек), розничный проект одного из крупнейших российский фармдистрибьюторов «Роста». На третьем месте расположилась также новосибирская, но уже частная сеть «НольБоль». Она была создана в середине 2000-х годов владельцами компании «Тринит» (так называлась сеть киосков). Сейчас «НольБоль» управляет в общей сложности 51 аптекой (из них 4 работают под новым для компании брендом «ПипеткаТаблетка»).

Фантомные сети

Если обратиться к 2ГИС, то в первую тройку должна была бы выйти сеть, название которой вряд ли что-то скажет большинству новосибирцев — это «ЗдравСити», у которой в Новосибирске 64 аптеки. Как правило, это торговые точки, на которых просто написано «аптека», а название уже указано только на небольшой табличке с часами работы.

Новосибирск обогнал Москву по плотности аптек

«ЗдравСити» — проект компании «Протек» (также один из крупнейших фармдистрибьюторов). В самом «Протеке» её называют «службой заказа товаров аптечного ассортимента», однако по сути это интернет-магазин, у которого пунктами выдачи служат сторонние аптеки. При этом, как говорит руководитель проекта «ЗдравСити» Оксана Харитонова, аптеки-партнёры сами решают, указывать как-то на работу со «ЗдравСити» или нет. 

Похожую систему продаж использует и другая крупная дистрибьюторская компания — «Катрен» (штаб-квартира находится в Новосибирске). Её онлайн-магазин называется «Аптека.Ру». В 2ГИС нет ни одной точки с таким названием (только ссылка на интернет-магазин), однако, по данным сайта apteka.ru, в Новосибирске больше 240 точек выдачи — среди них и одиночные аптеки, и достаточно крупные сети. При этом у «Катрена» есть и собственная аптечная сеть «Мелодия здоровья» (32 аптеки). 

Потом разберемся

О расходах и рентабельности аптечного бизнеса можно судить по франчайзинговым пакетам, которые предлагают аптечные сети. Например, открытие по франчайзингу одной аптеки сети «Фармакопейка» оценивается примерно в 1,5 млн руб. (из которых аренда помещения и покупка оборудования занимают порядка 40 %, а еще столько же — закупка товара). При этом франшизор обещает 20 % рентабельности, которая позволит окупить вложения в течение года. А при удачном стечении обстоятельств — и вовсе за 6 месяцев.

Представитель одной из частных аптечных сетей на условиях анонимности рассказал, что такие оценки окупаемости выглядят реалистичными только для удачно расположенного магазина. «Сейчас идёт активное развитие сразу нескольких новых сетей, для руководства конкретной сетью может быть важнее выполнить план по развитию, чем добиваться рентабельности каждой конкретной аптеки. Люди торопятся занять место на рынке, потому что никто точно не может сказать, какая точка будет эффективней. Проще открыть как можно больше таких точек, а потом просто оптимизировать сеть», — считает собеседник НГС.БИЗНЕС.

Галина Кирьянова и вовсе сомневается в прибыльности многих новых аптек, считая, что для того чтобы все они работали эффективно, в городе просто недостаточно платежеспособного спроса.

Управляющий партнер компании «Назаров и Партнеры» Александр Назаров указывает на то, что аптеки интересуют помещения от 30 до 150 кв. м, которые находятся на виду, в зонах с активным пешеходным трафиком, что увеличивает их издержки. Так, для средней аптеки (70 кв. м) в центре ставка может составлять 2–2,5 тыс. руб. за 1 кв. м (т.е. месячная аренда такого помещения будет стоить 140–175 тыс. руб. без учёта коммунальных платежей).

Источник: news.ngs.ru

spacer

Оставить комментарий