Деньги от ума03.03.2017
Руководитель известного горнолыжного курорта открыл магазин книг для умных — он научился зарабатывать на томиках бизнес-советов и шведских сказках вопреки кризису
Руководитель горнолыжного комплекса открыл для себя бизнес-литературу и решил основать в Новосибирске целую сеть магазинов с книгами о самосовершенствовании и правилах маркетинга. Сегодня Сергей Козяков старается расширить дело, параллельно организуя платные курсы для тех, кому мало одних лишь бизнес-цитатников. НГС.БИЗНЕС побеседовал с предпринимателем о судьбе альтернативных книжных магазинов и о кризисе в головах менеджеров.
Книжный магазин «Перемен» открылся на ул. Орджоникидзе в декабре 2014 года. До этого начинающий предприниматель и бывший руководитель горнолыжного комплекса «Юрманка» Сергей Козяков пытался запустить в Новосибирске франшизу пермского магазина Uniqstore.
Пока Козяков руководил «Юрманкой», ему очень хотелось читать что-нибудь «полезное для работы и прокачки скиллов»: «Я много читал издательство «Манн, Иванов и Фербер», [в этих книгах] как раз писали про мотивацию персонала, истории успеха, управление бизнесом, маркетинг. Мне это очень сильно нравилось, я вдохновился. Я хотел купить очень много книг, я понял, что хочу получить неограниченный доступ к ним. Как-то случайно в сети увидел Uniqstore и понял, что именно так я себе это все и представлял. В итоге написал ребятам, что есть большое желание открыть книжный с их помощью. Они откликнулись».
Первая книжная лавка под брендом Uniqstorе открылась в лофте TRAVA на Фрунзе за полгода до появления «Перемен». Вывеска пермского книжного висит там и теперь, рассказывает Козяков, однако от идеи франшизы пришлось отказаться, когда молодой человек сообщил пермским партнерам, что хочет расширять бизнес в Новосибирске.
Пермяки не делали никаких вложений в первый магазин Козякова, а только помогали с айдентикой и формированием первоначального ассортимента, вспоминает он. «Было страшно открывать магазин, было непонятно, пойдет ли народ. На Фрунзе был 5-й подъезд, 2-й этаж, [покупателю] там нужно было пройти целый квест со свалками и собаками бездомными, найти нас на втором этаже в [бывшем] кондитерском цеху шоколадной фабрики. Но я подумал, что самого плохого может случиться, если сбудутся наши самые худшие опасения? Ну потеряем мы деньги, а еще что? Мы отталкивались не от опасений, а от желания поэкспериментировать», — вспоминает Сергей.
Бизнес на книгах про бизнес
Когда книжный переехал на Орджоникидзе, пришлось придумывать собственный бренд, магазин провел конкурс на лучшее название и победил вариант гостьи из Волгограда «Перемены», потом его преобразовали в цоевские «Перемен».
Сегодня выручки от продаж хватает на аренду места в центре города и зарплату сотрудников, 10 % денег остается, по словам Козякова, «на экспериментальные проекты». Точные суммы владелец магазина отказался озвучивать, объяснив это нежеланием разглашать показатели конкурентам. «Если вы ставите задачу перед собой — «закосить бабла», то больших денег вы здесь не заработаете, но если вы хотите получить удовольствие и бонусом еще чуть-чуть заработать, то welcome», — уточнил Козяков.
Тем не менее сегодня «Перемен» — единственное дело, которым занимается бизнесмен, недавно вторая точка открылась в СТЦ «МЕГА» на базе проекта ИКЕА «Место есть».
25 % ассортимента в «Перемен» составляют именно книги о бизнесе и самосовершенствовании. Самые популярные издания последнего времени, по словам Козякова, скупают довольно быстро, примерно по экземпляру в день. Среди лидеров продаж — книга Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой о том, «как создавать сильный текст в информационном стиле», — «Пиши, сокращай» (750 руб.), книга Максима Батырева о ведении бизнеса в российской действительности «45 татуировок менеджера» (760 руб.) и книга Игоря Манна «Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь» (690 руб.).
Однако часто покупателей интересует просто «что-нибудь интересненькое» или «про стартапы», уточнила администратор магазина Анна Яковлева. Классической художественной литературы в этом магазине нет, для Пушкина и Грибоедова нужен отдельный магазин, считает она.
Из тяги новосибирцев к бизнес-литературе сложился и новый проект Козякова — «Первая академия маркетинга». «Многие читают мотивационные книги, но не все воплощают эти принципы в жизнь. Люди читают и откладывают все на потом, им не хватает какого-то толчка, сопровождения, чтобы их вели за руку», — рассуждает мужчина.
Мартовский курс интернет-маркетинга из 80 часов мастер-классов и лекций от практикующих новосибирских маркетологов в «Академии» Козякова будет стоить около 20 тыс. руб. Занятия проходят на базе НГУЭУ, в конце курса новоявленным студентам выдают удостоверения о повышении квалификации. Предыдущий курс, по его словам, посещали сотрудники компаний «Электронный город», «Гурман» и «Сибирские моторы».
Кризиса нет
Отдельная гордость «Перемен» — детская литература, говорит Козяков. «У нас нет «Крокодила Гены» и «Мойдодыра», многие детские издательства выпускают переводные шведские, норвежские, немецкие книги или какую-то литературу, к которой у нас не было доступа, потому что была холодная война и «железный занавес». У меня дети подростки, я сам с ними читаю и очень сожалею, что у нас в детстве не было таких книг», — признает предприниматель.
Самые популярные детские книги этого сезона: история об адаптации в коллективе на примере интерната для детей-инвалидов «Дом, в котором…» Мариам Петросян (старое издание — 600 руб., дополненное — 960 руб.), книга о приключениях тринадцатилетнего мальчика «Правило 69 для толстой чайки» Дарьи Варденбург (400 руб.) и книга о жизни детей в норвежской бухте «Вафельное сердце» Марии Парр (480 руб.).
По его мнению, народ не стал читать меньше: «Я удивился, что со 2 января и все каникулы у нас тут очередь была, мы же не колбасу и не водку продаем». В планах «Перемен» — найти новое помещение, на Орджоникидзе магазину стало тесно. Также Козяков присматривается к Академгородку и Томску — кризис на книжном рынке он не признает.
«Я всегда говорю, что кризис в головах. Все думают, что кризис когда-то закончится и у всех получится работать так, как работали раньше. Но это не кризис, а новая реальность. Те инструменты, которые работали раньше, сегодня уже не работают. Клиент, который пришел по скидке, — это не твой клиент, у нас принципиально нет никаких акций и распродаж, мы работаем по честной цене. Клиент ждет, чтобы его рассматривали не только с точки зрения книжного кошелька, но и с точки зрения личности», — говорит предприниматель.
Источник: