«Гигантских денег ты не заработаешь»24.10.2017
Сибиряки, открывшие магазины в новостройках — о проблемах торговли во дворе и конкуренции с пивными
В новостройках чаще всего открываются салоны красоты и пивные магазины
Новые дома, которые продолжают сдавать в Новосибирске, плодят и местечковые сервисы — ни один из новых жилых массивов не обходится без собственной ногтевой студии или небольшого продуктового магазина. Некоторые предприниматели, которые, как правило, живут здесь же, пытаются заняться чем-то более изощрённым — так в спальных районах появляются соляные пещеры, детские развивающие центры и мини-кофейни. НГС.БИЗНЕС связался с некоторыми предпринимателями, начавшими свой бизнес у дома, и узнал, в чём прелесть работы на соседа и может ли шлагбаум оставить предприятие без прибыли.
С декабря 2015 года в Новосибирске, по данным 2ГИС, достроили и сдали 115 новых жилых домов (включая дома с административными помещениями). Сейчас в этих 115 домах, отмечают в 2ГИС, работают 239 организаций.
Чаще всего в новых многоэтажках открываются ногтевые студии, парикмахерские, магазины разливного пива, продовольственные магазины, центры раннего развития детей, магазины бытовой химии, услуги косметолога, организации сферы жилищно-коммунальных услуг, многопрофильные медицинские центры, специализированные магазины мяса и полуфабрикатов.
При этом в новостройках гораздо больше именно небольших продуктовых с обслуживанием через прилавок, супермаркеты встречаются там гораздо реже. Также в новых «спальниках» встречаются стоматологии, а вот аптек, кулинарий, кондитерских и кафе в сданных новостройках уже не так много.
Только для своих
Застройщики признают, что основной костяк бизнесменов в современных «спальниках» — это жители самих ЖК. Директор по маркетингу «АКД-Мета» Юлия Домникова говорит, что у начинающих предпринимателей в «Оазисе» «очень лояльные условия по аренде и покупке» коммерческих помещений. По её мнению, такой бизнес может быть вполне выгодным, но нужно заранее понимать правила игры.
К примеру, сам «Оазис» отбирает тех, кто откроется в ЖК, и в его планы не входит привлекать на территорию комплекса кого-то, кроме жильцов, — «Оазис» окружён заборами и шлагбаумами, так что здесь реально делать бизнес только для своих.
Бизнесменов об этом предупреждают заранее, говорит Домникова.
Поэтому в районе нет и пивных магазинов. «Главный принцип отбора — чтобы не было никаких соблазнов к нам попасть и тем более заниматься такими вещами, как распитие алкоголя. У нас есть магазин алкогольной продукции, но там высокий ценник, так что заядлые алкоголики к нам не пойдут. Это сделано именно для жителей — планку мы ставим высокую, чтобы отсечь сомнительный контингент», — объясняет Юлия Домникова. А вот, к примеру, крупные фитнес-центры, которые тоже могут привлекать кого-то извне, «сами не пойдут» в закрытый ЖК, уверена собеседница: «У нас есть свой фитнес-клуб, который прекрасно работает на жительниц нашего комплекса», — заключила Домникова.
В фитнес клубе «Оазиса» Fitbody не так радуются работе исключительно на соседей. Владелец студии Евгения рассказала, что финансовые результаты зависят от сезона — летом особого потока клиентов нет, как и днём в любое другое время года — эти часы основная аудитория фитнес-клуба проводит дома с детьми. Сегодня в фитнес-клубе занимаются десятки людей, отметила она, финансовыми результатами в студии пока не очень довольны: «Ожидали большего, но многое от нас зависит, надо больше выкладываться. Всё зависит от вида деятельности. Фитнес обеспечивает регулярность — люди ходят несколько раз в неделю, это постоянный поток клиентов, если взять кафе, то клиентов у нас [в кафе, открытом в «Оазисе»,] совсем не видно», — заключила Евгения.
Владелец цветочного магазина «Флорис» Виктория, базирующегося здесь же, рассказала, что вести бизнес за закрытым шлагбаумом непросто.
«Очень тяжело. Конечно же, если сравнивать с точками на открытых проходных местах — там в 10 раз лучше. Тут людям приехать неудобно, шлагбаумы очень сильно напрягают. Сейчас к нам приходят только жители, закрытость вот эта сильно бизнесу вредит, только сейчас понимаешь это всё. Мне кажется, это вообще во всех сферах здесь. Но вложено очень много денег и сил, два года пока сидим, о прибыли пока не приходится говорить. Работаем для того, чтобы работать», — рассказала собеседница.
Приманить чужаков
В «Сибакадемстрое» считают, что спрос на коммерческую недвижимость только растёт, за 9 месяцев 2017 года компания продала больше офисов, чем за весь предыдущий год, сообщил директор по продажам «Сибакадемстрой» Динар Зарипов. Он считает, что стрит-ритейл позволяет предпринимателям оптимизировать расходы. «Спальные районы — это большие жилые массивы, создающиеся для жизни, а не для деловой активности. Для предпринимателей здесь понятная аудитория с нужным уровнем дохода, постоянный предсказуемый поток клиентов», — уверен Зарипов.
Цена офиса в новостройке, по его данным, сравнима с помещением в старом доме в центре города. «Имея плечо окупаемости от 5 до 7 лет, такие инвестиции решают главную задачу — сохранить деньги и сделать так, чтобы в дальнейшем они приносили долгосрочную прибыль», — пишет Зарипов. Предприниматели чаще всего интересуются помещениями от 65 до 70 кв. м, отмечает он, — на этой площади может уместиться кафе или пекарня с гостевой зоной, вообще, в «Сибакадемстрое» называют открытие кафе в «спальниках» чуть ли не главным трендом уходящего года.
Владелец кофейни Capital of Siberia, которая работает в микрорайоне «Европейский Берег», Сергей Синягин отмечает, что 35% их посетителей не живут по соседству, а приезжают на Большевистскую выпить кофе специально — либо в качестве прогулки, либо по пути в Академгородок. Он признаёт, что у бизнеса «за углом» есть свои особенности, однако свою кофейню он всё же намерен развивать именно как городской проект.
«Не стоит ждать здесь большого трафика, это бизнес, скорее, для души. Здесь гигантских денег ты не заработаешь,
если у тебя не в каждом спальном районе по кофейне, но не во всех «спальниках» стоит делать кофейни, тот же «Оазис» слишком мал для этого», — рассуждает Синягин. «Сразу стоит понять, что здесь не работает тема с бизнес-ланчами, днём здесь никого нет. В зависимости от направленности района, можно сделать акцент на семейном сервисе — у нас порожки для колясок, мы всегда выносим кофе мамам с колясками на улицу, пускаем внутрь с собаками на поводке. Но вообще изначально мы не хотели делать бизнес только для жителей», — говорит предприниматель.
Пиво спасёт любого
Опрошенные эксперты не умаляют значения продуктовых магазинчиков, почти все участники опроса согласились с тем, что это один из самых стабильных бизнесов в спальных районах, однако Сергей Синягин отметил, что в «Европейском Береге» сегодня уже работают 7–8 продуктовых, что сильно дробит трафик и не идёт на пользу предпринимателям. Юлия Домникова подчёркивает, что даже семьи на машинах, которые могут закупаться в гипермаркетах на неделю вперёд, не могут обойтись без хлебного во дворе: «Продукты, красота и здоровье всегда будут процветать. Опыт показывает, что в крупные гипермаркеты ехать не проще. Если в магазине у дома всё есть, то какой смысл тащиться в какую-нибудь «Ленту»? Всегда есть такой фактор — забыл купить молоко и бежишь в магазин у дома», — отмечает она.
Тем не менее в самих продуктовых признают, что их секрет успеха во многом связан исключительно с продажей алкоголя: «В каждом районе своя специфика, к людям нужно подобраться. Сложно найти общий язык, нужно подобрать ассортимент и разговор, нужно, чтобы они шли в магазин не просто так, а как к себе домой. Но без пива продуктовый магазин не выживет, это никогда не поменяется», — сообщила сотрудница магазина «Фасоль» в «Европейском Береге», которая не стала представляться.
Источник: