Зашуршали миллионы

Зашуршали миллионы21.11.2017

В «Ашане» перестали выдавать бесплатные пакеты — ритейлер сэкономит на этом огромную сумму

Последний крупный продовольственный ритейлер в Новосибирске — торговая сеть «Ашан» — прекратил обеспечивать покупателей бесплатными пакетами. В самой компании это объяснили заботой об окружающей среде. Однако эксперты указывают на то, что продажа пакетов приносит торговым сетям дополнительную прибыль. В подробностях разбирался корреспондент НГС.БИЗНЕС.

В гипермаркете «Ашан» в «МЕГЕ» бесплатные пакеты не дают уже больше недели

Магазины «Ашана» перестали давать покупателям бесплатные пакеты не в один день — процесс растянулся на три недели (с 25 октября по 15 ноября), пояснила руководитель по внешним коммуникациям сети гипермаркетов «Ашан» Мария Курносова. В Новосибирске, например, в гипермаркете, расположенном в СТЦ «МЕГА», все пакеты стали платными ещё 7 ноября.

Наиболее активные противники пластиковых пакетов — организация Гринпис — давно критиковали «Ашан» за то, что компания раздаёт их бесплатно.

«Одноразовые пакеты сложно собрать и переработать. На свалках они распадаются на мелкие частицы, загрязняют воду и почву, приводят к гибели животных», — говорит эксперт проекта «Ноль отходов» российского Гринписа Александр Иванников.

Основной претензией к французской компании было то, что она давала пакеты бесплатно, причём даже больше, чем это реально было необходимо покупателям. Правила компании предписывали кассирам упаковывать разные по характеру продукты в разные пакеты, так что даже если у человека в корзине было сравнительно немного продуктов, он мог унести из магазина два-три пакета. А покупатели, набравшие целую тележку, легко могли получить их полтора десятка.

В 2012 году компания даже попыталась стимулировать приобретение биоразлагаемых пакетов, организовав в каждом из магазинов несколько «зелёных касс», где бесплатные пакеты отсутствовали (а значит, как правило, была меньше очередь). 

Самый дешёвый пакет в магазине стоит 1,5 рубля, пакет из бумаги — 8 рублей

Сейчас в новосибирских «Ашанах» все пакеты платные. Цены на них начинаются от 1,5 рублей — столько стоит лёгкий пакет из биоразлагаемого материала. Пакет из более прочного пластика (в нём можно переносить до 7 килограмм) стоит 5,5 рублей, а бумажный — 8 рублей. При этом если раньше кассир сама раскладывала покупки по пакетам, то теперь этим приходится заниматься покупателю.

По наблюдениям корреспондента НГС.НОВОСТИ, большинство покупателей ограничивается одним-двумя дешёвыми биоразлагаемыми пакетами. По словам кассира, часть покупателей возмущается отсутствием привычного сервиса, но, по её наблюдениям, люди чаще стали приходить в магазин с прочными сумками (такие можно купить в «Ашане» и других гипермаркетах).

Некоторые покупатели «Ашана» ещё недавно уносили домой десятки пакетов

Первые бесплатные пакеты появились в Новосибирске вместе с первыми магазинами самообслуживания. Сегодня уже трудно установить, кто был первым, но, 

по всей видимости, впервые бесплатный пластиковый пакет житель Новосибирска смог получить в супермаркете Supervalu (название писалось именно так) в Академгородке.

В центре города первым частным супермаркетом можно считать «Зебру», которая открылась в середине 90-х в жилом доме на перекрёстке Красного проспекта и улицы Достоевского, и магазин «Универсам» на улице Ленина. Потом, в начале 2000-х, во всей стране начался розничный бум — и супермаркеты начали открываться повсюду, неся с собой и бесплатные пакеты как один из символов новой жизни.

Но уже во время кризиса 2008–2009 годов ритейлеры начали задумываться о целесообразности таких расходов. Несмотря на небольшую стоимость пакета, торговой сети эта бесплатная услуга обходилась недешево. По словам члена совета директоров группы компаний «Холидей» Алексея Захарова, «Холидей» сделал пакеты платными ещё в 2008 году и главной причиной этого шага тогда было сокращение издержек. При этом он не припомнит, чтобы после этого потребление пакетов сократилось. «Люди привыкли к определённому сервису и теперь готовы были просто за это платить», — говорит ритейлер.

Другие сети, работающие в Новосибирске, уже давно перестали давать пакеты бесплатно

О ценах, по которым торговцы покупают пакеты сегодня, представители крупных розничных компаний говорить отказываются, ссылаясь на коммерческую тайну. Однако, например, новосибирская компания «Логопласт» предлагает пакеты-маечки с заказанной печатью (одним цветом) по цене 1 рубль 38 копеек за штуку (при заказе от 100 тысяч штук). Сети Kuzina крупные пакеты, в которые могут поместиться два торта, обходятся по 1 рублю 10 копеек, говорит руководитель компании Евгения Головкова, уточняя, что для покупателя эти пакеты бесплатны.

По словам Марии Курносовой, в гипермаркете «Ашан», расположенном в «МЕГЕ», в среднем за неделю уходило 164 000 пакетов для упаковки товаров (из которых 80% — бесплатные). 

После отмены их количество сократилось до 60 000 в неделю, то есть потребление упаковки сократилось более чем в 2,5 раза. Таким образом, если предположить, что бесплатные для покупателя пакеты «Ашан» покупал по цене 1 рубль за штуку, то каждую неделю компания тратила на это порядка 130 тысяч рублей, а в год — около 6,7 млн рублей.

Обычный платный пакет в сетевом магазине, как правило, стоит чуть больше 3 рублей. Например, в «Ленте» их продают за 3,75 рубля, в сети «Холди» пакет сопоставимого качества стоит 3 рубля, в магазинах сети «Мегас» доступны пакеты по 3,75 и 8 рублей. Бывший сотрудник одной из торговых компаний говорит, что в среднем в торговых сетях наценка на пакеты составляет 100%. «По сути, это товар импульсного спроса. Без него прекрасно можно обойтись, если вы пришли в магазин с сумкой. Но если человеку пакет нужен, то магазин готов его продать и, естественно, на нём заработать», — говорит собеседник НГС.НОВОСТИ.

Борьба с пластиком — общемировой тренд. В этом году во Франции в принципе запретили пластиковые пакеты — теперь магазины должны предложить покупателям биоразлагаемую упаковку. Впрочем, нужно заметить, что европейский покупатель и без этих запретительных мер уже начал отказываться от пластика по соображениям экономическим — чтобы не платить за пакет. В той же Франции довольно распространённая ситуация, когда покупатель приходит в магазин со своей сумкой, тем более что кассир всё равно не будет упаковывать купленные продукты в пакет, даже если вы его купили — это дело покупателя.

Источник: news.ngs.ru

spacer

Оставить комментарий