В центре внимания на минувшей неделе оказались дебаты вокруг необходимости карантина и эффективности действий властей на местах.
Кавказский суверен
Повод для череды слухов дал глава Чечни Рамзан Кадыров, который недипломатично повел себя в дискуссии с премьер-министром Михаилом Мишустиным. Федеральному правительству пришлось предпринять усилия для стабилизации «региональной вольницы», которая началась в первые дни того периода, который президент назвал «длинными выходными». Мишустин постарался делать вид, что сохраняет полный контроль над ситуацией, после того, как Владимир Путин велел региональным руководителям ориентироваться на решения кабинета министров.
Именно демонстрацией сохранения контроля над положением, как говорят источники, в аппарате правительства, было вызвано решение Мишустина выступить против фактического установления границ между регионами, а то и внутри отдельных республик и областей. Поскольку ни настоящего санитарного карантина, ни режима чрезвычайной ситуации федеральными властями так и не было введено, создание импровизированных заградительных барьеров и правда подчас выглядит необоснованным нарушением прав граждан на свободу передвижения. Речь идет о рисках для единства страны. Эти риски, как говорит осведомленный источник, в правительстве и Кремле сейчас видят и стремятся ликвидировать.
Однако Мишустин высказал лишь «пожелание», и регионы, привыкшие к окрикам и прямым указаниям, его слушать не стали. Якобы один из региональных лидеров на это сказал, что президент ничего такого не приказывал, а Мишустин ему не начальник. Открыто, впрочем, высказался лишь Кадыров. Его республика с самого появления независимой Российской Федерации выглядит как государство в государстве, ничто не изменилось и в период правления Владимира Путина, когда Чечня получает многомиллиардные субвенции из федерального бюджета.
Как говорят, Кадырову не понравилось, что осуждает его «всего лишь» премьер-министр. Он в его словах услышал именно что указание на необязательность исполнения таких «пожеланий». И указал, что интересы населения Чечни для него на первом месте. Что, с учетом уровня чеченского национализма было единственно возможным ответом, чтобы не вызывать недовольства у его собственного окружения.
Гостям из столиц нигде не рады
Впрочем, без громких слов проигнорировали Мишустина и многие другие местные руководители. В Крыму гостей «с большой земли» по-прежнему отправляют на принудительный карантин, а на Крымском мосту действует пропускной пункт. Здесь не ждут туристов, и явно не готовы, пока не кончится эпидемия, открывать курортный сезон. Что бы там ни думали россияне, у которых, после закрытия международных границ, остался выбор лишь между Кавказским побережьем и Крымом, если, конечно, не считать пляжей Владивостока или, скажем, Архангельска.
В Ленинградской области губернатор Александр Дрозденко своим распоряжением еще до «закрытия» Чечни запретил въезд и выезд в нескольких населенных пунктах, где были выявлены случаи заражения COVID-19.
Много где демонстративно не рады жителям крупнейших городов — Москвы и Санкт-Петербурга. В Ивановской области руководство грозило наказанием тем гражданам, которые станут сдавать жилье москвичам, бегущим от строгостей столичных ограничительных мер и опасностей эпидемии. В столицу Калмыкии Элисту тоже закрыли еще до того, как свое решение об административных границах Чечни озвучил Рамзан Кадыров.
Наконец, «Аэрофлот», который, впрочем, практически не летает сейчас даже по России, уведомил своих пассажиров, без уточнения конкретных регионов, что при поездках по стране москвичи и петербуржцы могут угодить в 14-дневную обязательную изоляцию.
Ходят слухи, что по оценкам управления внутренней политики администрации президента реальные «пограничные» меры ввели около половины российских регионов и еще некоторые могут их сейчас планировать. И озабоченные, в том числе, собственным здоровьем, региональные силовики легко идут на выполнение указаний местного начальства, не обращая внимания на «пожелания» далекого от их региона премьер-министра.
Новые любимчики и «козлы отпущения»
Кремль продолжил тасовать региональное начальство, заменив на посту камчатского губернатора Владимира Илюхина на Владимира Солодова. Последний в последнее время руководил правительством Якутии, а до этого был участником патронируемого лично Путиным проекта Агентства стратегических инициатив, отвечая там за «молодых профессионалов». Солодов москвич, учился во Франции — в общем, явный «варяг» в любом регионе, куда бы его ни перебросили как «антикризисного менеджера».
Но при этом он явно имеет шансы войти в число любимых губернаторов президента. Такой неформальный список существовал всегда. Теперь, в связи с «коронакризисом», происходит перетряска этой неформальной иерархии.
Например, бывшего губернатора Севастополя, а ныне замглавы Минпромторга Дмитрия Овсянникова демонстративно лишили членства в «Единой России» за нецензурную брань в аэропорту Ижевска в ответ на требование предъявить на входе посадочный талон. А потом он вынужден был еще и публично покаяться, признав, что должен понести административную ответственность за случившееся.
Овсянников стал как бы «козлом отпущения» для населения, которое возмущено привилегиями разнообразного начальства в то время, как гражданам призывают затягивать пояса и грозят все новыми штрафами за неповиновение.
Еще интереснее для любителей слухов и кремленологов стало онлайн-совещание Владимира Путина с отдельными членами правительства и губернаторами. Принципиально важным здесь был выбор, кого из участников совещания, транслировавшегося по всем телеканалам, покажут на основной картинке вместе с Владимиром Путиным.
Например, единственным, кто сидел в кадре с табличкой (как предположили некоторые комментаторы, для того, чтобы президент запомнил его имя) был алтайский губернатор Виктор Томенко, выходец из «Норильского никеля». Томенко считается членом команды бывшего вице-премьера Александра Хлопонина и его «вечного преемника» на многих постах Льва Кузнецова.
Глава Алтайского края сразу после общения с президентом пересмотрел свой «карантинный» указ. Как ходят слухи, он рвется вверх по административной лестнице и мог через свои связи специально добиться попадания в «главную» страницу трансляции на центральных телеканалах.
Еще одни такой же «старательно растущий» губернатор, попавший в «заглавную» трансляцию — глава Брянской области Александр Богомаз. Про него говоря, что это аграрный лоббист, возможно, связанный со спикером Госдумы Вячеславом Володиным.
Регулирование цен
Кстати, сам Володин тоже отметился на минувшей неделе, породив слух о возможном введении государственного регулирования цен на продукты питания. Спикера Госдумы в прессе в прошлом упоминали также в числе крупных аграрных лоббистов. И тут он выступил скорее как раз как лоббист, поскольку на совещании с участием премьера Михаила Мишустина озвучил претензии к конкретным крупным торговым сетям. Надо заметить, не всем, хотя скачки цен на отдельные товары, вроде лимонов и имбиря, наблюдаются сейчас в России повсеместно.
Слух этот заставил напрячься и оптовиков, и владельцев небольших торговых точек. Но больше всего — крупные сети магазинов. Некоторые даже начали говорить, что если борьба с ростом цен пойдет в таком направлении, то кончится все это тем, что придется частично национализировать торговлю. Впрочем, паникерам вряд ли удастся поднять большую волну, поскольку правоохранительные органы наращивают усилия по борьбе с фейками, порожденными коронавирусом.
Иван Преображенский
Идеи о том, как с пользой провести время в изоляции, а также фото и видео из охваченных эпидемией коронавируса городов присылайте на адрес COVID-19@rosbalt.ru
Источник: