О том, что происходит в российской золотодобывающей отрасли, давно пора снимать сериал. Что-нибудь уровня детективной саги «Странные дела». Новый генеральный директор УК «Петропавловск» Максим Мещеряков, назначенный не так давно советом директоров, неделю не мог попасть на свое рабочее место — в московский офис компании. Его просто… не пускали. А когда законно назначенный руководитель все же смог в буквальном смысле прорваться (перепрыгнув через турникеты, как подростки в метро) на работу, увиденная картина его совсем не обрадовала.
Стало понятно, что в течение этой недели прежнее руководство явно не тратило время зря. Залитые водой сервера, вырванные «с мясом» из компьютеров провода, отсутствие персонала на рабочих местах… Прямо возврат лет на 25 назад. А между тем это офис публичной компании с премиальным листингом, чьи акции, напомним, торгуются более 10 лет на Лондонской бирже.
В результате вся бухгалтерская и финансовая документация о деятельности российских активов компании уничтожена, словно в каком-то банке-«прачечной».
Но это не самое интересное. А самое интересное, что те же люди, которые не пускали нового генерального директора в офис, теперь его же и обвиняют в этом погроме, называют рейдером и захватчиком. Видимо, Мещеряков сделал это как-то дистанционно, другого объяснения найти не получается. Если же говорить серьезно, то ситуация достаточно прозрачна. Все дело в том, что в начале нынешнего года в холдинге «Петропавловск», входящем в топ-5 в России по золотодобыче, сменился состав акционеров. Новый Совет директоров не стал продлевать полномочий прежнего гендиректора, Павла Масловского, который занимал этот пост более 10 лет, в прошлом был одним из крупнейших совладельцев «Петропавловска», но продал свой пакет.
Это не удивительно — стоимость одной акции «Петропавловска» при его руководстве снизилась за 10 лет почти в 100 раз (с 6 футов до 5 пенсов), и лишь недавний рост цен на золото немного улучшил эту картину. Компания не платит дивиденды, у нее огромные долги. Экс-директору и его команде ранее как-то удавалось списывать это на инвестиции в производство и неблагоприятную рыночную ситуацию. Но в это же самое время Масловский рекордными темпами наращивал свое личное благосостояние: дом в самом престижном районе Лондона недалеко от Букингемского дворца, виноградники во Франции, две виллы в Италии, и личный самолет с ФИО Масловского в качестве части регистрационного знака (Embraer EMB-135BJ, регистрационный знак Т7-PAM).
Уничтожение серверов — это не просто месть обиженного миллиардера. Это боязнь того, что вскроются масштабные растраты в компании. Если они будут доказаны, отвечать за них Масловскому, его сыновьям, его британскому партнеру Питеру Хамбро придется не только перед СК МВД РФ (это как раз Масловского с его связями не очень пугает), но и перед британским правосудием. Угроза, что сотни миллионов долларов, зарубежная недвижимость, виноградники и все остальное добро, нажитое семьей Масловских, может быть конфисковано по искам пострадавших от действий Масловского-Хамбро тысяч акционеров — более чем реальна. Именно поэтому сервера срочно «утонули», а прежнее руководство инсценировало «рейдерский захват».
Но, может быть, Масловскому и его партнерам просто не повезло? В бизнесе такое случается. Возможно, Масловский — крепкий хозяйственник, собственным тяжким трудом сделавший миллиардное состояние? Простой сибирский золотопромышленник, говорящий на одном языке и с шахтерами, и с британскими лордами?
Нет. Факты из прошлого разрушают позитивный имидж «своего в доску парня». Вспомним рухнувшую финансовую пирамиду «Токур—золото», куда десятки тысяч пенсионеров отнесли Павлу Масловскому ваучеры в 90-е. Или тот факт, что спустя 20 лет именно Масловский и его сын Алексей — выступали в роли совладельцев Азиатско-Тихоокеанского банка (АТБ) и оставили государству его с «дырой» в 7 млрд руб. Как сказал один известный человек, правда, по другому поводу: «Где деньги? Известно где — в офшорах». Так что не в невезении дело.
Тем не менее, сдаваться прежнее руководство «Петропавловска» не собирается. Недавно независимый профсоюз АО «Покровский рудник» (Амурская область) голосом его председателя в открытом письме, направленном в местные СМИ пригрозил собственникам компании, которой принадлежит рудник, забастовкой в ответ на увольнение Масловского Советом директоров холдинга.
Не нужно объяснять, что и кто заставляет профбосса выступать с такими заявлениями, просто достаточно сказать, что «независимый» профсоюз зарегистрирован по одному юридическому адресу с АО «Покровский Рудник». По документам число его членов 2 000, а открытое письмо подписали всего 386 сотрудников (в основном — ИТР, преподаватели корпоративного колледжа и сотрудники офиса). Тех самых шахтеров, которые могли бы бастовать, там практически нет. И вот почему.
На Покровском руднике трудятся вахтовики. А поднять на забастовку людей, приехавших за тысячи километров заработать денег в глухую тайгу — так себе идея. Но допустим даже и такую ситуацию. Но тут вступает в дело знаменитая «небывалая щедрость» Масловского, о которой можно найти большое количество отзывов в интернете. Зарплаты на руднике у подавляющего большинства не просто низкие (60-70 тыс. руб. за двухмесячную вахту в экстремальных природных условиях), они на 25% ниже, чем средняя цифра по золотодобывающей отрасли. Так что — не пойдут шахтеры за самопровозглашенным вождем. Незачем им это.
Источник — ИА «ЦСП»
Источник: