Вероятно, сложилось впечатление, что вахтовики будут терпеть и в принципе могут жить в самых тяжелых условиях.
Из разных регионов приходят новости о массовом заражении ковидом вахтовых рабочих. Вахтовики во время пандемии оказались «группой риска».
Массовые случаи заболеваний зафиксированы в Мурманской, Архангельской, Ленинградской, Иркутской областях, в республике Коми, в Ненецком, Ханты-Мансийском автономном округах, на Ямале, в Якутии, Красноярском, Камчатском краях и в других регионах, где корпорации ведут свои большие стройки. Болеют нефтяники и газовики, строители и золотодобытчики.
Вахтовики Чаяндинского месторождения «Газпрома» в Якутии устроили массовый митинг из-за условий проживания в связи с карантином по коронавирусу. Рабочих заперли на территории месторождения после того, как были выявлены зараженные. Сообщалось, что вахтовики на какое-то время перекрыли автомобильную трассу. Вышедшие на митинг работники жаловались на условия содержания, слабое информирование о заболеваниях, отсутствие масок, качество питания и тесноту в общежитиях. По словам протестующих вахтовиков, в их поселке не была обеспечена изоляция и был высок риск заражения.
Оперативный штаб сообщил о 246 положительных тестах на COVID-19 у рабочих Чаяндинского месторождения. Между тем, по данным Минздрава РФ на 3 мая, на месторождении прошли тестирование на коронавирус около 10 тысяч человек и у трети из них предварительно был показан положительный результат. Только после этого рабочих начали возвращать в их родные регионы — в обсерваторы.
Широкий резонанс получили и случаи заболеваний на Олимпиадинском ГОК АО «Полюс Красноярск». После тестирования пяти тысяч работников зарегистрирован 1191 случай заболевания коронавирусной инфекцией, сообщили в красноярском Роспотребнадзоре. По данным ведомства, более 90% болеют без симптомов, однако в красноярской больнице скончался один из вахтовиков Олимпиадинского ГОКа, который заболел коронавирусом одним из первых.
Родственники заболевших рабочих рассказали, что те выходили на работу с температурой и кашлем. Покинуть месторождение они не могли из-за отсутствия транспорта. В результате уже заболевшие продолжали заражать здоровых, а их состояние продолжало ухудшаться из-за отсутствия квалифицированной медпомощи.
На Приобском месторождении в зоне деятельности ООО «РН-Юганскнефтегаз» (структура «Роснефти») здоровые вахтовики могли заразиться от больных в общежитиях из-за того, что положительные на COVID-19 не были эвакуированы в обсерваторы, заявила замруководителя управления Роспотребнадзора по ХМАО Инна Кудрявцева.
Вспышек болезни именно среди вахтовиков следовало ожидать, заявил «Росбалту» депутат Госдумы, вице-президент Конфедерации труда России Олег Шеин.
«Во-первых, это скопление людей, которые не только вместе приходят на работу, но и вместе живут в общежитиях. Если кто-то из этих людей заболел, то вирусная нагрузка в отношении тех, кто находится рядом, намного выше. Во-вторых, надо понимать, что российский капитал не особенно заботится о своих работниках. Поэтому медосмотры, медицинский контроль, раздача масок и других средств индивидуальной защиты работодателю представляются лишними расходами, а не обязательной задачей. Наконец, надо сказать о питании. Мы видели выступление работников в Якутии, где люди говорили про крайне плохо организованные столовые, некачественное питание. А ведь питание — это фактор, напрямую связанный с иммунитетом», — перечислил Олег Шеин.
Компании отказываются закрывать свои производства на время эпидемии, ссылаясь «непрерывный процесс работы». При этом, чтобы не тратиться на содержание вновь прибывших работников в обсерваторах, некоторые компании решили продлить время вахты для тех рабочих, которые оказались на предприятиях на момент начала «режимов самоизоляции».
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов признал рост социального напряжения из-за этого решения. «Люди реально уже третий месяц на вахте. Понятно, это очень непросто все. Напряжение там появляется, мы его пытаемся сглаживать. Непростые коммуникации», — сказал руководитель Ямала на совещании с полпредом президента в Уральском федеральном округе.
По мнению руководителя профсоюза «Профсвобода» Александра Захаркина, неопределенность ситуации и попытки переложить все тяготы на работников ведут к негативным социальным последствиям. «Понятно, что нужны жесткие ограничения. Но карантин ведь не ввели. Вместо него выдумали какую-то самоизоляцию. Все покрыто какой-то неточностью, неконкретикой, поэтому и возникают споры. Я считаю, что государство расписалось в своей недостаточной силе в борьбе с вирусом. Об этом говорят и вот эти удлиннения вахт. Получается, что задачи решаются за счет работников, которые теперь вынуждены долгое время находиться вне своих семей», — сказал профлидер.
На том же Чаяндинском месторождении в Якутии, где произошла вспышка заболеваний коронавирусом, зараженные рабочие долгое время продолжали жить вместе со здоровыми. «Кормят их настолько плохо, что они приправой „Ролтон“ засыпают пищу, чтобы ее можно было хоть как-то есть», — рассказала журналистам НГС55 родственница вахтовика Галина Шелехина. «Я не привередлив к еде, но когда тебя кормят одной сечкой и перловкой самого низкого качества, а в ней постоянно попадаются зерна какие-то, и подают хлеб с плесенью — аппетит пропадает», — подтвердил другой рабочий. «Лечения там никакого нет по той причине, что там даже врачей нет», — сообщила супруга вахтовика Екатерина Северюхина.
Пренебрежительное отношение к вахтовым рабочим и условиям, в которых им приходится жить, проявляют не только работодатели, но и государственные органы. Так, вывезенных из Якутии домой, в Омск, рабочих поместили на карантин в местный госпиталь. Там им опять пришлось протестовать против плохих условий содержания. Как пишет «Омск-информ», рабочие пожаловались на нехватку постельного белья, тараканов и чай, подаваемый из ведра. Вахтовики попытались выйти из госпиталя рядом с мэрией Омска, но врачи вызвали Росгвардию. В местном Минздраве обвинили рабочих в дебоше и «неподобающем» поведении.
У кого-то, вероятно, сложилось впечатление, что вахтовики будут терпеть и в принципе могут жить в самых тяжелых условиях. На это указывают жалобы рабочих из самых разных регионов. На Сахалине прибывающих на работу вахтовиков в обязательном порядке помещают в обсерваторы. Условия жизни там далеки от рекомендованных медиками.
Изолированные в «обсервации» в здании спортивного комплекса опубликовали фотографии своего быта. Вопреки официальным рекомендациям Роспотребнадзора, сотня человек не была разделена по «палатам из четырех человек», а все были помещены в одно просторное помещение: поселены на игровой площадке стадиона, где были установлены раскладушки. При этом полные люди, чтобы не сломать раскладушки, оказались вынуждены спать на полу. В здании комплекса холодно. Есть свой продуктовый «паек» многие были вынуждены на своих спальных местах, так как больше негде сидеть. Прибывших не изолировали друг от друга, и если среди них окажется заболевший, то ему не составит труда заразить всех остальных.
Примечательно, что изолированные пытались сообщить о нечеловеческих условиях, в которых живут, по телефонам и в соцсети различных служб и чиновников Сахалина, но никто не обращал на них внимания. Работодатель тоже не обеспокоился условиями содержания прибывших к нему на работу сотрудников. «Работаю в компании, где принято всем молчать, иначе выгонят с работы», — написал корреспонденту «Росбалта» один из изолированных.
Скупость корпораций, которые экономят на медицинской помощи, транспорте, питании и условиях быта стали причиной вспышек заражений коронавирусом среди вахтовиков. При этом государственные органы, скорее, заботились о сохранении прибылей компаний, чем о здоровье граждан, поэтому не принимали жестких мер по остановке предприятий и эвакуации «групп риска».
Последствиями этих вспышек и их расползания по регионам может стать долгое тление заразы в разных уголках страны.
Дмитрий Ремизов
Истории о том, как вы пытались получить помощь от российского государства в условиях коронакризиса и что из этого вышло, присылайте на адрес COVID-19@rosbalt.ru
Источник: