Самозанятых из тени выманивать нечем

Попытки правительства вывести самозанятых россиян из тени результата не дали, но уже готовятся новые. Эксперты считают, что сейчас это бессмысленно.

Российское министерство юстиции в сотрудничестве с чиновниками других ведомств подготовило новый проект закона по легализации самозанятого населения. Он закрепляет критерии определения самозанятости. Документ устанавливает отличие таких граждан от индивидуальных предпринимателей и тех, кто ведет свою деятельность по трудовому договору.

Ранее газета «Коммерсант» сообщала, что за первые три месяца действия нормы Налогового кодекса об уведомительном порядке получения статуса самозанятых этой возможностью воспользовалось лишь 40 человек: 27 граждан РФ и 13 иностранцев.

Многие эксперты считают, что и новые меры по легализации не дадут заметного результата.

В условиях нестабильной экономической ситуации вывести из «тени» самозанятых граждан не получится, считает ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН Сергей Смирнов. Как заявил эксперт корреспонденту «Росбалта», государство тут лишь демонстрирует свои фискальные желания — обложить людей налогами.

«У самозанятых и сейчас есть возможности зарегистрироваться как индивидуальные предприниматели или купить патенты, если они хотят в будущем получать какое-то социальное обеспечение, кроме социальной пенсии. Все тут в их власти, как говорится. Но они понимают всю эту словесную „шелуху“, когда им говорят, что государство хочет вывести их из „тени“, чтобы заботиться об их социальном обеспечении, предоставить какие-то социальные гарантии. На самом деле это все делается, в первую очередь, в интересах государственного бюджета», — сказал Сергей Смирнов.

Эксперт согласился, что ничтожно смехотворное количество людей решилось купить те же патенты. Это означает, что нынешнее «неформальное» положение устраивает самозанятых людей, а не устраивает государство. «Если бы экономика была стабильной, правила игры не менялись постоянно, а государство экономически любило своих граждан, то имело бы смысл принимать нормативно-правовые акты, чтобы регулировать деятельность этих самозанятых. Но сейчас, когда уверенности в завтрашнем дне нет, когда государственное пенсионное обеспечение смехотворное, то стимулов для того, чтобы самозанятым выдвинуться из „тени“, просто нет. Можно принимать что угодно, вводить меры ответственности, но пока не будет уверенности в завтрашнем дне, уверенности, что доходы не упадут с уплатой налогов, то никакие меры не приведут к желаемым со стороны государства результатам», — уверен Сергей Смирнов.

Бывший замминистра труда РФ, доцент Павел Кудюкин полагает, что государству предложить таким людям сегодня нечего, а преследования не окупят себя. «Если не брать зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (ИП), то самозанятые — это работающие не на работодателя, а самостоятельно вступающие в формальные либо неформальные взаимоотношения с гражданами, либо даже иногда с юрлицами, по предоставлению каких-либо услуг или выполнению работ. Это репетиторы, люди, которые занимаются ремонтом квартир, автомобилей, не оформляя ИП, нянечки и т. д. К ним могут также относиться люди, кормящиеся с личного подсобного хозяйства. Не мало в стране таких людей, особенно в южных регионах, которые на своем участке земли, не оформляя фермерского хозяйства, что-то выращивают на продажу — растительную либо животноводческую продукцию», — рассказал Павел Кудюкин.

По мнению эксперта, легализовать таких людей очень сложно. Брать с них налоги или плату за патент — еще сложнее, потому что часто у них очень низкие доходы. «Предлагаемая идея продавать этот патент за 20 тыс. рублей в год — это нереалистично. У многих такая сумма составляет больше месячного дохода. Человек предпочтет и дальше действовать в „неформальном“ поле. У государства тут есть два пути. Карательный означает вводить какие-то жесткие санкции за занятия любой хозяйственной деятельностью без официального оформления. Но это очень неэффективно, потому что надо содержать громадный штат, который будет вылавливать таких людей. Это обойдется дороже, чем банальная выгода и выльется в выборочное наказание, когда наказывать будут лишь маленькое количество пойманных. Второй путь — давать какие-то „плюшки“, позитивные стимулы. Но я с трудом представлю, что наше государство может предложить в виде „пряника“. С „пряниками“ у нас напряженка», — заметил Кудюкин.

Эксперт подчеркнул, что люди в сфере занятости руководствуются экономическими соображениями. «Если в формальном секторе нет нормальных рабочих мест, значит, люди вынуждены работать так. Государство должно либо предоставить людям привлекательные рабочие места, либо оставить в покое тех, кого это не привлекает. Ну, работают самозанятые в своей сфере и пусть дальше работают. Они от государства мало на что претендуют», — сказал Павел Кудюкин.

Государство не располагает всеми данными о составе категорий «самозанятого населения», считает член комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Олег Шеин. «Одна категория — это „мельчайший“ бизнес, это незарегистрированные предприниматели — репетиторы, нянечки, водители и т. п. Безусловно, принятие решений по их легализации необходимо, потому что, в том числе, упрощает их право на получение пенсионных выплат. Сейчас, с новыми российскими правилами, уже 30 тыс. человек остались без пенсий, потому что для их получения требуются официальный страховой стаж и отчисления в пенсионный фонд», — рассказал Олег Шеин.

По мнению парламентария, в действительности до 90% тех людей, которых полагают «самозанятыми», являются наемными работниками. «В их числе — сельскохозяйственные работники, строители и т. д. И законы о легализации самозанятых их никак не затронут, поскольку они не предприниматели и их проблема не в том, чтобы заявить о себе», — уверен Шеин.

Депутат считает, что решение проблемы самозанятого населения, раскрытие этой категории станет возможно, если будет сокращаться неофициальный рынок занятости. А для этого нужно, чтобы «легальный» работник имел больше прав, прежде всего трудовых, чтобы работать в «официальном» секторе стало выгодно.

«Однако нынешнее трудовое законодательство не дает работникам возможности эффективно отстаивать свои права. Вот только когда люди смогут защищать свои права, тогда и доля неофициального рынка станет сокращаться. А сегодня — порядка 40% работников находится в неофициальном сегменте», — подчеркнул Олег Шеин.

Любые проекты по выводу из тени самозанятого населения обречены на провал при продолжении нынешней экономической политики, считает и президент Конфедерации труда России, член СПЧ при президенте РФ Борис Кравченко. Уход людей в неофициальную экономику — следствие безработицы и снижения зарплат.

«Каким образом появляется проблема самозанятого населения? В эту категорию попадают люди, которые теряют рабочие места в „нетеневом“ секторе экономики, реальном или бюджетном. Для выведения этих людей из тени не помогут никакие административные меры, никакие запреты на выезд за границу, никакое ужесточение налоговой дисциплины. Единственная действенная мера — это создание адекватного количества новых рабочих мест с достойной оплатой труда, с возможностью роста, с нормальными пенсионными перспективами», — сказал профлидер.

Борис Кравченко напомнил, что, по подсчетам правительства, на «теневом» рынке труда находится до 25 млн человек. «Для того, чтобы их вывести „на свет“, необходимо создать такое же количество конкурентоспособных рабочих мест в „официальной“ части экономики РФ. Когда людям не будет выгодно терять свои пенсионные права, находиться в „теневом“ секторе, не уплачивать налоги, тогда и возникнет ситуация, когда они будут предпочитать работать в официальной экономике. Это единственно возможный путь, но он требует совсем другой экономической политики, политики в области зарплат и доходов населения», — уверен Борис Кравченко.

Сначала государство сокращает расходы на все, что только можно, пускает на самотек ситуацию в экономике, надеясь, что «там само все расцветет», а потом удивляется, что экономика в тени, а люди не платят налоги. Наши министры в детстве, наверно, думали, что булки растут на деревьях. Только рот открой — и само все посыплется, все налоги и отчисления. И, видимо, думают так до сих пор.
 
Дмитрий Ремизов

Источник: rosbalt.ru

spacer

Оставить комментарий