В Госдуме обсудили роль нацпроектов в повышении качества российского образования и зарплаты преподавателей.
500 человек позвали в понедельник на парламентские слушания в Госдуме по проблемам повышения качества российского образования. Народу пришло так много, что всех участников не смогли вместить в зал пленарных заседаний, так что пришлось выделить места еще и в малом зале.
Чиновники в сфере образования и простые учителя со всей страны с видимым интересом слушали доклад министра просвещения Ольги Васильевой. Реакция публики на него была примерно такой же, как во время «прямой линии» с президентом, в ходе которой внезапно выясняется, что человек работает за 12 тысяч рублей, но по официальным данным должен получать как минимум 30 тысяч.
Так, Васильева сообщила, что на реализацию нацпроекта «Образование» в бюджете заложено 785 млрд рублей. Задача ставится серьезная — вывести Россию в десятку стран мира по качеству образования. «При этом мы понимаем, что без духовного проводника, которым является учитель, у нас ничего не получится», — сказала она.
Отведя учителю центральное место, в Госдуме таким образом дали понять, что без высокого уровня профессиональной подготовки и материально-финансового обеспечения преподавательского состава о качестве образования в стране можно забыть. Между тем, как выяснилось на слушаниях, учитель, с трудом переживший «лихие девяностые», продолжает работать, по большому счету, за копейки, за исключением разве что столичного региона и еще пары крупных городов. Хотя повысить зарплату обещали после того, как были озвучены «майские указы» президента в 2012 году.
Тогда заявлялось, что зарплата преподавателя должна сравняться со средней по экономике конкретного региона. Но учителя продолжают заваливать министерство просвещения жалобами на низкие оклады, признала Васильева. Сейчас чтобы зарабатывать больше, они вынуждены брать дополнительные часы и, по сути, работать на износ. В итоге нагрузка преподавательского состава в школах по стране выглядит неравномерно, а зарплаты сильно отличаются в зависимости от региона. Такая ситуация не позволяет выполнить показатели по уровню зарплаты учителей в регионах в соответствии с президентскими указами.
Васильева считает, что положение можно изменить, если за основу расчета зарплаты учителя брать ставку 1,23. При этом молодые учителя должны гарантированно получать 70% от средней зарплаты по экономике в конкретном регионе. Именно эту позицию и решили отстаивать в предстоящем разговоре с представителями Минфина также депутаты Госдумы.
Однако, по словам Васильевой, чтобы ввести базовую ставку, стране нужно решить проблему с кадровым дефицитом в школах. «Нам не хватает 20% учителей», — сообщила министр. Сейчас почти 40% работающих преподавателей перешагнули 50-летний рубеж. Молодые же кадры, по ее словам, просто боятся идти работать в школу.
Как живется таким учителям в глубинке, рассказал на слушаниях Степан Кошкарев. Будучи выпускником пединститута с красным дипломом, он начал работать в одной из школ Омской области в 2015 году. «На первый год работы в школе нагрузка была 27 часов плюс пять часов домашнего обучения, а зарплата 19,5 тысяч рублей. На второй год нагрузка снизилась до 24 часов, а зарплата до 12,5 тысяч. На третий год я не остался. Уровень дохода и социального статуса меня не удовлетворяли, я хочу создать семью и думаю, как обеспечить ей достойный уровень жизни», — поделился своими заботами Кошкарев.
Поработав пару лет в другой сфере, он все же снова решил вернуться к работе в школе. «Я вернулся в образование, потому что для меня важно содержание моего труда, я чувствую ответственность перед обществом», — заявил Кошкарев. Он сообщил, что базовый оклад учителей в Омской области ниже МРОТ — 8543 рубля и «чтобы выжить, учителя берут много уроков».
Работая на энтузиазме, учителя «выгорают», многие и вовсе начинают болеть. В итоге они не дают детям то, что должны — это напрямую влияет на уровень российского образования, признали в ходе слушаний.
Один из выступающих внезапно не выдержал и призвал собравшихся перейти к обсуждению современного образования, в частности цифрового, оставив в стороне «хозяйственные вопросы». Но Васильева заметила строго, что в стране есть регионы, которые готовы перейти к «цифре» уже сейчас, однако более одной тысячи школ продолжают оставаться без отопления, также не полностью решена проблема оснащения учебных заведений теплыми туалетами, не говоря уж о горячем и качественном питании для учеников. Последнее особенно важно с учетом того, что по оценкам участников слушаний, к окончанию школы у 60% учеников выявляют хронические заболевания.
Еще одна большая и важная проблема — закрытие школ в селах, которые продолжают вымирать. Между прочим, малокомплектные школы составляют половину от общей численности средних общеобразовательных учебных заведений по всей стране. Так, молодой учитель истории из Нижегородской области рассказал, что за 12 лет работы сменил четыре школы, три из которых уже закрылись.
Елена Земскова
Источник: