«Точка опоры»: как научить подростков не бояться рабочих профессий? — Росбалт

Проблема нехватки квалифицированных кадров на предприятиях, в частности, рабочих специальностей, общеизвестна. В то же время выпускники учебных заведений зачастую не ориентируются в запросах рынка труда и в итоге не работают по специальности. Чтобы разорвать этот порочный круг, некоторые предприятия напрямую сотрудничают со школами, формируя профориентационные проекты и подготавливая учеников к работе по востребованным специальностям.

Именно такой проект «Точка опоры» был инициирован в 2013 году на территории Свердловской области благотворительным фондом «Синара», который выступает единым оператором благотворительной деятельности Трубной Металлургической Компании (ТМК) и промышленного холдинга Группа Синара. Сегодня в проекте участвуют средние общеобразовательные школы как в Свердловской области — в Каменске-Уральском, Верхней Пышме, Полевском, так и в других регионах страны, в том числе в Таганроге, Волжском, Орле, Кургане, Орске, Челябинске, Калуге. Всего в «Точке опоры» принимают участие около 110 школ, причем наибольшее количество — 36 школ — в Каменском районе и городе Каменске-Уральском Свердловской области.

Проект профориентации предназначен для старшеклассников 7-10 классов. В него входят экскурсии на предприятия и «живые уроки», конкурсы сочинений и рисунков о профессиях, реалити-шоу «Билет в профессию», конкурс агитбригад, брейн-ринг, «Карьерный квест». Чтобы максимально вовлечь подростков в процесс, используются интерактивные методы и погружение в реальное производство, мероприятия проходят в том числе в учебных центрах предприятий. Все это развивает в участниках проактивное отношение к выбору будущей профессии.

Основные цели и задачи «Точки опоры» — повышение престижа рабочих специальностей в подростковой среде, помощь школьникам в профессиональном самоопределении, улучшение материально-технической базы школ на территориях присутствия предприятий ТМК и Группы Синара.

Особенность всех мероприятий в том, что в них участвуют действующие сотрудники современных производственных площадок: они проводят экскурсии, знакомят ребят с оборудованием и производственными процессами, адаптируют традиционные уроки физики, химии, математики, черчения и иностранного языка под промышленную тематику.

Для продвижения профессий используются как традиционные формы, вроде конкурсов сочинений и рисунков, так и интернет- и телепродвижение. Так, в ходе реалити-шоу «Билет в профессию» ребята самостоятельно знакомятся с выбранной профессией, снимают о ней агитационный видеоролик, общаются в соцсетях проекта. Проводятся объединяющие соревновательные этапы «брейн-ринг» и конкурс агитбригад, где детям нужно продемонстрировать приобретенные познания в истории города и предприятий, творчески осмыслить ту или иную профессию и рассказать о ее преимуществах.

Кроме знакомства с рабочими профессиями, дети соревнуются за право заработать для своей школы грант на оборудование профильного кабинета, а для себя и сопровождающего педагога — поездку на «Карьерный квест»: большой выездной лагерь во время школьных осенних каникул, где собираются победители из всех городов-участников.

В ходе «живых уроков» дети иногда впервые узнают, зачем на самом деле им надо изучать физику или английский язык, химию или черчение, потому что мастера показывают реальное применение наукам и языкам. Школьники узнают не только о заводах ТМК и Группы Синара, но и о других городских предприятиях, об истории города, зачастую открывают в себе желание жить и работать на малой родине.

На старте «Точки опоры» у БФ «Синара» и предприятий-попечителей была приоритетная задача системно оборудовать в школах кабинеты технологии для мальчиков и девочек современными станками, инструментами, кухонной утварью. За семь лет проведения «Точки опоры» оборудован уже 71 профильный кабинет в школах-победителях. Когда победившая школа обустраивает на грантовые средства профильный кабинет, то в нем по несколько лет занимается не одно поколение детей. Согласно исследованию БФ «Синара», через один кабинет проходит от 300 до 700 детей в учебном году. Вместе с развитием проекта расширились возможности для реализации грантов: теперь школы оборудуют кабинеты физики, химии, черчения, математики, музыки, иностранных языков.

Развивается и «Карьерный квест» для детей и педагогов. С 2013 по 2018 год он проводился в загородных детских оздоровительных лагерях в Свердловской области, а с 2019 года — на базе корпоративного пансионата «Бургас» в Сочи. По своему уровню и образовательному эффекту «Карьерный квест» в Сочи сравним с проводящейся там же для студентов ежегодной «Зимней школой» в рамках всероссийской олимпиады «Я — профессионал».

В вопросах профориентационной работы обучающей командой для детей все эти годы была Школа успешного абитуриента Уральского федерального университета им. Бориса Ельцина (УрФУ). Проводить проект на территориях помогают сотрудники и руководители отделов оценки и развития персонала предприятий, а также корпоративного университета ТМК2U. С педагогами же работают тренеры и коучи по ТРИЗ-методике (теория решения изобретательских задач), эмоциональному интеллекту, социальному проектированию.

С 2018 года по городам проведения проекта путешествует ежегодно обновляемая выставка рисунков о рабочих профессиях. В нее входят лучшие рисунки сезона. Они представляют собой рассказ — силами изобразительного искусства — о профессиях машиностроения, металлургии, сервиса. Выставка сама по себе стала экскурсией в мир профессий и заочным знакомством с предприятиями-попечителями проекта. Ноу-хау 2019 года стали экскурсии и мастер-классы на Уральскую индустриальную биеннале современного искусства, где школьники смогли познакомиться с современным подходом к творческой визуализации производственной деятельности.

Проект «Точка опоры» стремительно развивается и получает поддержку и одобрение на самом высоком уровне. Так, в рамках визита президента РФ в Свердловскую область в 2018 году состоялось совещание по вопросу развития системы среднего профессионального образования. В этом мероприятии принял участие председатель Совета директоров ТМК, президент Группы Синара, председатель Наблюдательного совета УрФУ Дмитрий Пумпянский. Он рассказал Владимиру Путину о профориентационном проекте «Точка опоры» и о том, какую пользу он несет для развития системы среднего профессионального образования в России. В 2017 году проект получил грантовую поддержку Фонда президентских грантов и по итогам реализации вошел в ТОП 100 лучших социально значимых проектов России.

Президент БФ «Синара» Наталья Левицкая:

«Современные высокотехнологичные процессы требуют довольно высокого уровня компетенций со стороны специалистов, которые приходят работать на предприятия. С помощью нашего проекта „Точка опоры“ мы говорим ребятам-старшеклассникам, чтобы их не пугала работа на промышленном предприятии. Наша задача — показать им, насколько это может быть интересно, престижно, какой жизнью живут наши сотрудники. Прямое знакомство позволяет ребятам получить правильные представления об этом, отличные от тех, что были у них до посещения наших предприятий.

На „живых уроках“ сотрудники наших предприятий доступно объясняют старшеклассникам, зачем они изучают в школе физику, химию, математику и как они пригодятся им в жизни и работе. А на „Карьерном квесте“ в финале нашего проекта мы собираем победителей — наиболее активных ребят, выстраиваем с ними коммуникацию, которая работает на их личное самоопределение в профессии, помогает сформировать так называемые soft-skills навыки, которые могут пригодиться старшеклассникам для их дальнейшего развития.

Перед нами стоит задача регионального расширения проекта. В этом учебном году нашими „новыми территориями“ стали Калуга, Челябинск, Орск. Приходя в новый город с нашим проектом, мы находим точки соприкосновения с управлениями образования, школами, нам предстоит найти помощников среди преподавательского состава, чтобы они содействовали реализации проекта. „Точка опоры“ отлично получается там, где налаживается удачное сотрудничество, создается симбиоз и есть общее понимание процесса».

Сергей Петров

Источник: rosbalt.ru

spacer

Оставить комментарий