Новый виток «спора хозяйствующих субъектов» вряд ли приведет к введению новых санкций против России.
Конституционный суд России на минувшей неделе де-факто разрешил властям страны не выполнять решение Гаагского арбитража выплатить 57 млрд долларов бывшим акционерам нефтяной компании ЮКОС, которой руководил Михаил Ходорковский. Фактически это решение КС идет в развитие недавно принятой статьи Конституции РФ о приоритете российского законодательства над международным. Что позволяет российскому государству придерживаться собственных международных обязательств тогда, когда ему это выгодно и не исполнять их, в случае если руководство страны в какой-то момент сочтет их не таковыми.
В перспективе такой подход может иметь довольно серьезные экономические последствия для России. В частности, речь может пойти не только о репутационном ущербе для государства и рисках сокращения иностранных инвестиций, но и об арестах российских счетов и собственности за границей.
Возможные последствия этого решения КС для Российской Федерации обозреватель «Росбалта» попросил спрогнозировать политолога Алексея Макаркина.
— Как вы оцениваете постановление российского Конституционного суда, по которому передача подобных споров в международный арбитраж теперь фактически не допускается?
— Это было предсказуемое решение. В конце концов, и соответствующая поправка в Конституцию о приоритете российского права над международным возникла из дела ЮКОСа. Правда, несколько необычно то, что решение, принятое КС по делу ЮКОСа в 2012 году, интерпретируется им в 2020-м.
С другой стороны, в истории нашего Конституционного суда всякое бывало. Мы помним его занятные взаимоисключающие решения по поводу того, нужно ли избирать губернаторов или нет. В 1990-е годы он вынес решение, что их необходимо избирать, а в 2000-м, что без этого можно и обойтись. Так что решение КС вернуться к своему постановлению от 2012 года и проинтерпретировать его, исходя из политического момента, не выглядит как что-то неожиданное.
Существует принципиальный подход российской власти, который состоит в том, что Россия по делу ЮКОСа не платит. Тем более, что сумма там огромная и, по-моему, беспрецедентная — 57 млрд долларов. Кремль не собирается платить тем, кого считает своими врагами.
Не так давно мы, правда, также по решению международного суда, заплатили Украине по газовым контрактам. Но там сумма была на порядок меньше — около 3 млрд долларов. Кроме того, по Украине было принято комплексное политическое решение. Оно имело отношение к тому, что Германия продолжит поддерживать строительство нашего газопровода по дну Балтийского моря «Северный поток-2».
— Каковы могут быть последствия этого решения КС? Аресты российского имущества?
— Арестовывать имущество, конечно, будут. Хотя это решение Гаагского арбитража Москва еще будет опротестовывать, доколе возможно. А если окончательно проиграет все суды, то займет круговую оборону. Всю зарубежную собственность подведут под дипломатический иммунитет. А дальше будут арестовывать те или иные наши государственные активы за рубежом.
Все это может стать довольно долгой и муторной историей. Но, как я понимаю, наверху к ней готовы — хотя бы потому что такого количества активов на такую сумму у России за рубежом просто нет.
— Возможно ли усиление санкций в отношении России?
— Думаю, что нет. Санкции — это политический инструмент. А дело ЮКОСа формально коммерческая сфера. Как у нас такие вещи в свое время назывались, «спор хозяйствующих субъектов». Есть сторона, которая взыскивает долг и сторона, которая его не платит. В этом случае вступает в силу механизм взыскания. Тянуться все это может очень долго.
Конечно, если американцы сочтут, что в деле ЮКОСа речь идет о споре частных лиц с государством Россия, то могут быть и новые санкции. С другой стороны, их количество всегда ограничено. Чем больше ты их вводишь, тем меньше свободы для маневра.
Кроме того, у санкций есть такая особенность — их легко ввести, но трудно отменить. Например, можно отрубить нам SWIFT. Но у нас сейчас существует мнение, что Великую Отечественную войну мы выиграли без всякого «свифта», и ничего… Кроме того, сдерживающая или карающая роль санкций будет в этом случае почти исчерпана. Поэтому я полагаю, что новых санкций все-таки не будет.
Беседовал Александр Желенин
Источник: