Зачем профицит, если деньги лежат мертвым грузом? — Росбалт

В Госдуме скептически относятся к планам правительства вывести российскую экономику в пятерку сильнейших в мире.

Депутаты Госдумы переписали во вторник федеральный бюджет на 2019 год, одобрив соответствующие изменения в первом чтении. В последние несколько лет такие правки стали уже традиционными, однако на этот раз есть пара отличительных особенностей.

Во-первых, в этом году корректировки госсметы хоть и были вызваны изменениями макроэкономической ситуации, оказались незначительными и касаются лишь нескольких бюджетных параметров. Например, правительство прогнозирует ослабление курса национальной валюты к концу текущего года до 65,1 рубля за доллар (изначально в бюджете заложили соотношение 63,9:1). Большинство остальных прогнозов, в том числе по приросту ВВП, стоимости нефти, инфляции, инвестициям и т. д. пока остаются неизменными.

Во-вторых, пожалуй, впервые за последнее время рост доходов федерального бюджета оказался не связан с ценами на нефть и газ. Как ожидается, к концу этого года доходная часть госказны увеличится на 205,6 млрд рублей. При этом нефтегазовые доходы сократятся почти на 59 млрд рублей по сравнению с ранее запланированными.

Падение нефтяных доходов удалось скомпенсировать повышением НДС (с 18% до 20%) и увеличившимися сборами по налогу на прибыль организаций. В итоге ненефтегазовые доходы бюджета выросли на 265,5 млрд рублей.

Как пояснил на заседании Госдумы глава Минфина Антон Силуанов, сокращение доходов от продажи углеводородов связаны с введением в действие механизма стабилизации цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Однако в сопроводительных материалах к проекту говорится, что на сокращение поступлений также повлиял рост курса доллара в первом квартале текущего года, снижение цены на нефть в конце прошлого года, а также объемов ее экспорта.

Дополнительные доходы увеличат расходы госказны в 2019 году на 256,5 млрд рублей. Одновременно депутаты в рамках рассмотрения законопроекта также перераспределили 100 млрд рублей по отдельным бюджетным статьям. Только на закрытые «оборонные статьи» бюджета правительство решило направить 90 млрд рублей. Львиную долю из образовавшихся и перераспределяемых средств — 78,2 млрд рублей также вложат в развитие транспортной инфраструктуры, а еще свыше 30 млрд рублей отправится в федеральный дорожный фонд.

На социальную сферу останутся по большому счету лишь крохи. Хотя здравоохранению все же перепадет дополнительно 13 млрд рублей. По словам депутатов, эти деньги помогут решить проблемы в ряде регионов с прививочными вакцинами и лекарствами для ВИЧ-инфицированных. Еще 5 млрд рублей выделят на выплаты многодетным семьям по 450 тыс. рублей для погашения ипотечного кредита в случае рождения третьего или последующего ребенка. 4,3 млрд рублей выдадут регионам для софинансирования региональных доплат к пенсиям. 3 млрд рублей пойдут на увеличение расходов в сфере образования.

А вот на финансировании федерального проекта по сохранению озера Байкал правительство решило сэкономить и потратит в текущем году меньше на 103,6 млн рублей. Зато нашлись деньги — 133,1 млн рублей на борьбу с мраморным клопом, который портит урожаи в Абхазии.

Главный же спор в Госдуме развернулся не вокруг распределяемых средств, а по вопросам проводимой правительством бюджетной политики, хотя Силуанов сразу сказал, что эта тема к законопроекту отношения не имеет. Несмотря на это, депутаты от оппозиционных фракций в очередной раз озвучили требования по смене социально-экономического курса правительства.

Депутат от КПРФ Валентин Шурчанов недоволен тем, что власти скопили 10 трлн рублей в качестве «заначки» и не хотят тратить эти деньги на развитие экономики и повышение благосостояния граждан. «Мы три года уже об этом говорим, а в ответ слышим про плохие условия. Ну, тогда можно вообще в гроб лечь и ждать, пока помрем», — возмутился Шурчанов.

В ЛДПР также заявили, что бюджет должен стать «инструментом для достижения стратегических национальных целей». «Такой целью не может быть показатель инфляции, это должен быть рост благосостояния наших граждан, а сейчас у нас больше половины тратят зарплаты на еду и одежду, а половина многодетных семей — малоимущие. Зачем нам нужен профицит бюджета и стабильность, если мы не можем улучшить жизнь людей?», — спросил либерал-демократ Сергей Катасонов.

Валерий Гартунг из «Справедливой России» подсчитал, что за два последних года профицит бюджета суммарно составит 5 трлн рублей «плюс накопленные остатки на счетах, итого — почти 10 трлн рублей». «При этом не хватает денег на образование и здравоохранение. Если вам этих триллионов не хватает, возьмите в нефтегазовом секторе — там еще 10 трлн найдете», — убежден депутат.

Гартунг также заявил, что если правительство продолжит работать нынешними темпами, то ему не удастся выполнить президентское поручение вывести российскую экономику в пятерку сильнейших в мире. «Как бы не получилось так, что мы через пять лет из десятки вылетим», — забеспокоился Гартунг.

На сторону депутатов также фактически встал принявший участие в дискуссии глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Он, в частности усомнился в том, что правительству по итогам 2019 года удастся добиться роста ВВП в 1,3%, а также сократить число бедных в России с 13% до 10,5%.

В Госдуме же также сомневаются еще и в эффективности исполнения самого бюджета. Так, глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров сообщил, что за истекшие пять месяцев 2019 года федеральные проекты были исполнены почти на 30%, однако применительно к межбюджетным трансфертам по регионам — только на 12%. По его словам, проблема в том, что под выделяемые на реализацию проектов деньги из бюджета «не заключаются контракты». «Все стоит, все чего-то ждут. В регионах работа не идет. Бились за то, чтобы построить школу, больницу, а потом выясняется, что, оказывается, по этому объекту нет документации», — пояснил депутат.

В итоге число незавершенных объектов по стране растет и уже превысило отметку в 12072, а деньги продолжают лежать мертвым грузом в бюджете.

Елена Земскова

Источник: rosbalt.ru

spacer

Оставить комментарий