На днях правительство Дании — страны, являющейся крупнейшим производителем нефти в Европейском Союзе — анонсировало полный отказ от добычи «черного золота», а заодно и газа на своих месторождениях в Северном море к 2050 году. Об этом заявил министр климата и энергетики Дании Дэн Йоргенсен. По его словам, к 2030 году его страна намерена сократить выбросы парниковых газов в атмосферу на 70%, а к 2050 году выйти по этому показателю на нулевой уровень.
Йоргенсен выразил надежду, что пример Дании в этом вопросе станет заразителен и для других нефте- и газодобывающих стран.
Между тем, некоторые из государств, сидящих на нефтяной игле, поддерживают такие призывы больше на словах, а другие не делают и этого. Например, некоторое время назад президент России Владимир Путин назвал идеи отказа от добычи углеводородов «мракобесием».
О том, последуют ли за этой скандинавской страной другие государства, добывающие углеводороды, готова ли к этому Россия и как это на ней отразится, обозреватель «Росбалта» поговорил с экспертами.
Аналитик нефтяного рынка, партнер российского консалтингового агентства Rusenergy Михаил Крутихин отметил, что пока такие вещи происходят только в Дании. «В Норвегии мы видим тендеры на разработку целой кучи перспективных морских участков», — говорит он.
Эксперт полагает, что решение Дании отказаться в перспективе от добычи нефти и газа на своих месторождениях в Северном море к 2050 году в ближайшее время вряд ли произведет сильное впечатление на другие нефтедобывающие страны. «Что касается России, то ей скорее надо опасаться сейчас тех же норвежцев, у которых нефть на их месторождении Йохан Свердруп (Johan Sverdrup) в Северном море имеет примерно те же характеристики, что и наша Urals, и поэтому легко заменяет ее на нефтеперерабатывающих заводах потребителей. А так, пока рынка (энергетического) хватает всем. Особой конкуренции еще не заметно», — говорит Крутихин.
Что касается перехода к «зеленой» энергетике, то, по мнению эксперта, «деваться все равно некуда». «Со временем так это и произойдет, верит в это кто-то или нет. Все уже поставлено на эти рельсы. В более или менее развитых в технологическом смысле странах нефтегазовые компании при содействии правительств постепенно переходят на новую парадигму и вполне благосклонно смотрят на декарбонизацию (снижение выбросов углекислого газа (СО2) в экономике — „Росбалт“)», — отмечает эксперт.
Больше того, считает Крутихин, если поначалу будет происходить все больший переход с нефти на природный и сжиженный газ, то в перспективе «в качестве движущей силы автотранспорта нас ожидает переход и к водородной энергетике».
Старший аналитик Vygon Consulting Мария Белова считает, что призывать или нет к переходу на «зеленую» энергетику — «суверенное право каждой страны». По ее словам, «все зависит от конкретного кейса и как этот кейс будет преподнесен миру». Она отметила, что «например, когда у норвежцев ничего не получилось найти в „серой зоне“ Баренцева моря, они теперь тоже на глазах „зеленеют“. У Дании та же история. Эта скандинавская страна последние лет сорок не на словах, а на деле следит за своей экологией. В их собственном балансе, равно как и в балансе других скандинавских государств, возобновляемой энергетики достаточно много. В то же время они не заявляли, что откажутся от импорта нефти и газа».
В то же время эксперт призвала не забывать, что Дания «не самая большая нефтедобывающая страна мира». Вот если бы, по ее словам, «с подобным заявлением выступила Саудовская Аравия, вот это был бы «кейс».
Кроме того, к 2050 году «многие нефтедобывающие территории истощатся» сами собой, говорит Белова.
Что касается России, то здесь «есть уже реализуемые планы по возобновляемым источникам энергии, есть госпрограмма развития и поддержки таких видов энергетики, утвержденная Минэнерго России». В целом же специалист считает, что «к вопросам „озеленения“ энергетики надо подходить взвешенно. Странно было бы, сидя на нефти и газе, бросать все и срочно „озеленяться“ прямо сейчас».
Александр Желенин
Источник: