Происходящее никак не проясняет будущую конструкцию власти в России. Зачем, к примеру, понадобилась новая норма о пожизненных сенаторах?
В профильный комитет Госдумы по госстроительству, занятый сбором поправок в Конституцию, уже поступило более 220 инициатив, а еще свыше 500 предложений находятся на рассмотрении специально созданной рабочей группы. Идей много — от предложений прописать в основном законе упоминания о Боге до закрепления традиционного представления о браке, так что их просто не успевают обрабатывать.
Главное, что большинство из поступающих предложений будут забракованы уже на стадии обсуждения в профильном думском комитете. Но некоторые примут стопроцентно, как, например, норму о пожизненных сенаторах. Ее формальным инициатором считается член рабочей группы, академик Александр Чубарьян, который в качестве обоснования своего предложения ссылался на опыт Италии, где пожизненными сенаторами становятся люди «с заслугами».
В итоге будущая норма уже заручилась предварительной поддержкой в обеих палатах парламента. Ее суть сводится к тому, что президент сможет назначать 30 сенаторов (сейчас не более 10% от численного состава Совета Федерации), из которых семеро станут пожизненными. Автоматически право работать до конца жизни в Совфеде будет распространятся на экс-президентов РФ или в случае их досрочной отставки (но они смогут отказаться от такой привилегии).
Одновременно с принятием этой нормы планируется расширить полномочия самой верхней палаты парламента. Сенаторам предоставляются хоть и формальные, но все-таки новые права по участию в утверждении руководства силовых ведомств, Счетной палаты, судей и т. д. Также за ними будет последнее слово, если вдруг Госдума выдвинет обвинение против экс-президента, что потребует лишения его статуса неприкосновенности.
На этом фоне возникли разговоры о том, что именно Совфед, наряду с другими органами власти (например, Госсоветом или Совбезом), также будет играть значимую роль в предстоящем так называемом «трансфере власти». Дело дошло до того, что в пожизненные сенаторы (или даже спикеры Совфеда) уже записали не только экс-президента Дмитрия Медведева, который якобы не находит себе места на новой работе в Совбезе, но и действующего — Владимира Путина.
Самая же невероятная версия, циркулирующая, например, в телеграмм-каналах, связана с тем, что после своего ухода с поста президента в 2024 году Путин одновременно мог бы занять чуть ли не три должности сразу — спикера Совфеда, главы Госсовета и председателя Совбеза.
«Это все конспирология, а самой поправке о пожизненных сенаторах придается явно несоразмерное значение», — убежден замруководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Михаил Емельянов. В беседе с корреспондентом «Росбалта» он заверил, что эта норма вводится для бывших российских президентов, премьеров и других «видных госдеятелей, которых нельзя просто так выкидывать за борт».
То, что новая норма принимается не «под Путина» и даже не для Медведева, который вполне бы смог претендовать на должность спикера Совфеда, уверен и оппозиционный политик Дмитрий Гудков: «У меня ощущение, что сам Путин еще ничего не решил, но на всякий случай создает дополнительные возможности контролировать процесс после транзита». «Возможно, это не последние изменения Конституции», — заметил Гудков в разговоре с корреспондентом «Росбалта».
«Все будет ясно после второго чтения (оно состоится в марте, — „Росбалт“), сейчас нет смысла выдергивать отдельную поправку, чтобы понять всю картину. Операция будет продолжаться, потому что развязали мешок с четырьмя ветрами», — также полагает секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов.
По его словам, дальнейшая ситуация может развиваться по-разному: «Путин, как Царевна-лягушка, достает из рукава разные варианты. Первый — это обнуление президентских сроков, как уже было с губернаторами, когда им снова разрешили идти на новый срок. Поэтому неудивительно, что новыми поправками при частичном перераспределении полномочий все-таки усиливается именно президентская власть. Второй вариант — Госсовет, который, как и президент, вправе определять направления вешней и внутренней политики. То есть будет президент и Госсовет, такое двоевластие. Третий вариант — Совфед, чьи полномочия также усиливаются».
«В любом случае, момент истины пока не настал, мы видим лишь, как путают следы на снегу. И можем наблюдать бойню межэлитных групп, которые пытаются пролезть в форточку возможностей», — отметил Обухов в интервью «Росбалту».
Депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Иванов вообще предложил «не придавать большого значения конституционным поправкам». «Это буря в стакане воды. Все эти обсуждения поправок — это способ отвлечь народ от ситуации в экономике и мире», — заметил депутат в разговоре с «Росбалтом».
Что же касается нормы о пожизненных сенаторах, то не все парламентарии готовы ее поддержать. «Есть надежда, что президент не видел всего этого, и мы на комитете выступили против этой поправки о пожизненных сенаторах. Это все не укладывается ни в какие рамки. А главное, как потом „убирать“ всех этих сенаторов, если их репутация окажется подмоченной?», — задался вопросом Иванов.
Елена Земскова
Источник: