Женщин в хиджабах здесь можно встретить очень редко.
Игорь Ротарь
Журналист
Первая и вторая часть этих «путевых заметок» были посвящены, так сказать, общим впечатлениям. Сегодня расскажем о городах и районах, где значительную часть населения составляют крымские татары.
Если большинство русских в Крыму присоединение полуострова к России встретили c восторгом, то «коренное население» (значительная его часть) восприняло новую власть с недоверием. Ответ на вопрос «Почем так?» я начал искать в Крымском инженерно-строительном университете (КИПУ) имени Фейзи Якубова, где во дворе установлен монумент «Возрождение» в знак благодарности узбекскому и украинскому (но не русскому) народам, проявившим участие к судьбе депортированных в 1944 году крымцев.
Причем тут узбеки? Очень многие крымские татары были высланы тогда в Узбекскую ССР и, в отличие от других депортированных народов, смогли вернуться на родину только в годы Перестройки. Возвращались, несмотря на то что неплохо прижились на новом месте, а несколько сот тысяч человек уже там и родились. «По проценту людей с высшим образованием мы на втором месте после евреев, и поэтому в Узбекистане крымские татары часто занимали высокие должности, — рассказывает преподаватель университета Ибрагим. — Мой отец, например, был главным инженером на одном из ферганских заводов. У нас была дача, машина. То есть мы жили достаточно хорошо — и зачем тогда нам этот Крым?! Но наши старики внушали молодежи: вы просто обязаны вернуться на родину! И большинство крымских татар последовало этому завету».
Беседуем с Ибрагимом мы вполне откровенно, однако фамилию свою он просит не называть. Отмечает, что большинство крымских татар восприняли присоединение Крыма к России как оккупацию и не участвовали в референдуме. Сейчас, наверное, где-то четверть «за Россию», впрочем, и большая часть тех, кто «против», можно сказать, привыкли и смирились.
«Крымские татары более осторожны в беседах с незнакомцами, чем другие крымчане. Сейчас ФСБ активно отлавливает членов запрещенных мусульманских организаций, а ведь почти все они по национальности — крымские татары. Серьезные проблемы были и у сторонников крымско-татарского меджлиса (признан в России экстремистской организацией и запрещен в 2016 году — И.Р.). Поэтому неудивительно, что крымские татары не спешат рассказывать о своих взглядах незнакомцам», — объясняет мне ситуацию журналист Виктор Ядуха.
Правда, в частных беседах они достаточно откровенно говорят, почему без восторга восприняли присоединение Крыма к России. «Конечно же, крымские татары не могут забыть депортацию 1944 года, но на самом деле это не единственное преступление России против нашего народа. Завоевание Крыма Россией в конце 18 века сопровождался массовыми жертвами среди мирного населения, — рассказывает мне экскурсовод из Бахчисарая Айдер. — После Крымской войны в середине 19 века Россия обвинила крымских татар в сотрудничестве с неприятелем. Опасаясь преследований, из Крыма бежало около 200 тысяч человек. То есть реально нас депортировали не один раз, а трижды! К тому же, когда мы стали возвращаться на родину в конце 80-х, то русское население на первых порах встречало нас крайне враждебно, а местные чиновники, как могли, препятствовали нашему возвращению. Правда, сейчас с местными русскими отношения уже очень хорошие, много смешанных браков. Но к России как государству у нашего народа есть историческое недоверие».
Вот так вот. Получается, что даже придание крымскотатарскому языку статуса официального (чего не было при Украине) не слишком помогло?
Кусочек Узбекистана — Бахчисарай
Первое впечатление от бывшей столицы Крымского ханства Бахчисарая — будто бы оказался в Средней Азии. Я поселился в старом городе и потому просыпался в четыре утра от пения муэдзина. Ханский дворец с узкими улочками старого города мне напомнил Бухару. В бесчисленных чайханах подавали плов и лагман, а сидеть приходилось как и в Узбекистане — на ковре возле дастархана. Причем сделано это специально для туристов, чтобы добавить восточной экзотики — у себя в домах местные сидят за столами и на стульях.
Среди возвратившихся из ссылки достаточно много полукровок (один из родителей узбек). Также «под шумок» в Крым приехали и «чистые» узбеки, таджики и турки-месхетинцы. В общем, вернувшись домой, крымские татары захватили с собой «кусочек» Средней Азии, немного его «усовершенствовав»: в отличие от Узбекистана, в татарских районах Крыма повсюду есть кофейни, где варят отличный кофе по-турецки.
В Бахчисарае сегодня можно встретить девушек в хиджабе и молодых парней с бородами и в тюбетейках. Но таких носителей национальных символов не очень много. Большинство местных не только одеваются по-европейски, но и между собой чаще говорят по-русски, хотя количество школ с преподаванием на крымскотатарском после присоединения к РФ не уменьшилось. Интересно, что даже в бахчисарайской мечети имам, читая проповедь на родном языке, вставлял в нее фразы на русском. Кстати, мечети тут работают без проблем, но все они должны подчиняться лояльному Москве муфтияту.
«Сейчас проводится работа по регистрации всех мечетей Крыма. Естественно, что все они будут подчиняться муфтияту. Наши имамы во время проповедей уделяют внимание разоблачению деятельности экстремистской организации „Хизб ут-Тахрир“ (запрещена в России — И.Р.)», — рассказывает мне пресс-секретарь муфтията Крыма Зера Эмирсуин.
При Украине Хизб ут-Тахрир действовала в Крыму совершенно легально, как и в США, и в европейских странах (за исключением Германии, где она запрещена из-за антисемитизма). Действительно, в том, что среди сторонников этой организации юдофобские настроения очень сильны, убедил меня разговор с парнем по имени Бахтияр, который при Украине являлся ее активистом. Его воззрения не хочу воспроизводить даже тезисно — настолько они «режут ухо».
Хотя Бахтияр и такие как он утверждают, что сегодня в Крыму их подвергают «гонениям», однако, к примеру, бороду здесь у мусульманина, в отличие от Средней Азии, не считают чем-то опасным, не преследуют и так называемых «ваххабитов». И каким бы ни был «плохим» Кремль, мне не показалось, что крымских татар по указке Москвы дискриминируют по национальному или религиозному признаку. Тем не менее «историческое недоверие» есть, и его еще преодолевать и преодолевать.
Игорь Ротарь, Бахчисарай — Симферополь
Источник: