Депутаты опять винят во всем МВФ — Росбалт

Базовый сценарий ЦБ РФ предусматривает восстановление российской экономики только к середине 2022 года.

Глава Центробанка России Эльвира Набиуллина представила в среду на утверждение депутатам Госдумы основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2021–2023 годы. Несмотря на пандемию коронавируса и ее негативные последствия, включая резкое падение нефтяных цен и усилившуюся девальвация рубля, ключевые цели, принципы и инструменты политики ЦБ остались неизменными, пришли к выводу в комитете Госдумы по экономической политике.

Корректировке подверглось разве что содержание четырех сценариев развития российской экономики в условиях кризиса (одного базового и трех альтернативных). При этом, как сообщила депутатам сама Набиуллина, в построении этих сценариев монетарные власти перестали отталкиваться от мировых цен на нефть.

«Нефтяные цены больше не играют первую скрипку», — отметила в своем выступлении Набиуллина, пояснив, что они теперь рассматриваются в комбинации с другими факторами.

Базовый сценарий Центробанка предусматривает медленное восстановление мировой экономики, российская же обещает прийти в себя только к середине 2022 года. Ожидается, что в 2021 году экономический рост в России составит 3,3−4%, в 2022 году — 2,5−3,5%, а в 2023 году — 2−3%. Цены на нефть должны установиться в 2022–2023 годах на отметке в 45-50 долларов за баррель. По мнению Центробанка, есть шансы и на стабилизацию прогнозной инфляции вблизи отметки 4%.

Депутаты сочли такие расчеты слишком оптимистичными, поскольку они не учитывают другие возможные варианты развития событий в мировой и российской экономике. «Мы за полгода, с марта по ноябрь, девальвировали национальную валюту на 25%. И как же у нас инфляция может оставаться на уровне 4%? Это в принципе невозможно», — не согласился с расчетами Центробанка депутат Госдумы от КПРФ Николай Коломейцев. Он напомнил, что тридцать ведущих торговых сетей, работающих в России, являются нерезидентами. «А большая часть товаров широкого потребления и продовольствия завозится извне за валюту», — сказал Коломейцев.

В «Справедливой России» в вину Центробанка поставили нежелание российских банков выдавать предприятиям и гражданам дешевые кредиты, несмотря на снижение ставки ЦБ. «Ключевая ставка снижена, но почему же ни один банк не снизил проценты по кредитам?», — задался вопросом лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. Он предположил, что Центробанк руководствуется одной «главной идеей — получения прибыли банками». По подсчетам Миронова, в 2020 году российские банки получили прибыль в размере 1,3 трлн рублей. Как оказалось, такая же сумма составляет убытки российского производства», — указал депутат.

В КПРФ добавили, что в стране доминируют двенадцать банков, «приближенных к ЦБ». «Они получают средства по госпрограммам и фактически обслуживают федеральный бюджет. И при этом не хотят заниматься малым и средним бизнесом. Именно поэтому у нас триллион, предусмотренный на поддержку малого и среднего бизнеса, фактически использован лишь на 26%. Все остальное лежало на депозитах и обогащало ограниченный круг людей», — заявил Коломейцев.

Набиуллина же дала понять, что, главное — сохранить устойчивость российской банковской системы. Пока это удается, но в Центробанке видят, например, риски бегства вкладчиков, в том числе на фондовые рынки, из-за низких ставок по депозитам. Но «эсер» Валерий Гартунг считает, что большинство граждан забирают свои деньги из вкладов, чтобы на них жить. «Это деньги, которые они откладывали на „черный день“, а теперь они их тратят», — сказал депутат.

В ЛДПР Набиуллиной указали на неспособность обеспечить экономику доступными «длинными деньгами». «Центробанк мало уделяет этому вниманию», — заметил либерал-демократ Сергей Жигарев.

Некоторые депутаты в итоге сочли, что политика Центробанка не является самостоятельной. «Центробанк давно находится в тени МВФ и выполняет все его инструкции вместо того, чтобы думать о кредитно-денежном суверенитете нашей страны и заботиться о нашей экономике», — заявил Миронов. В КПРФ обратили внимание на то, что российским властям удалось скопить огромные золотовалютные резервы — в сумме 585,3 млрд долларов. Но они хранятся на Западе под минимальные проценты. Так, ФРС отказалась поднимать ставки выше 0,25%, а ЕЦБ держит нулевые ставки уже на протяжении многих лет, напомнили в КПРФ. «Это значит, что мы странам, которые объявляют нам санкции, отдаем свои золотовалютные резервы под минимальные проценты», — выразили крайнее недовольство политикой российских монетарных властей в КПРФ.

Елена Земскова

Источник: rosbalt.ru

spacer

Оставить комментарий