До пандемии в РФ работали 13 млн мигрантов.
Мораторий на выдворение мигрантов, чьи разрешения на пребывание в России уже просрочены, истекает 15 июня. Времени для их легализации практически не осталось и, разумеется, в этой среде начался настоящий ажиотаж, хотя для оформления соответствующих документов или хотя бы попытки сделать это срок был отведен достаточный. Опоздавшим грозит депортация.
Заметим, что до начала пандемии в РФ насчитывалось свыше 13 млн мигрантов из республик бывшего СССР, и более всего — из Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, и заняты они, в основном, в строительстве, сельском хозяйстве и сфере жилищно-коммунальных услуг. Теперь перечисленные области приложения их труда если не рухнут, то ощутят заметный дефицит кадров, который есть и сейчас. Обусловлено это тем, что в пандемию из России на родину уехало большое количество трудяг, чтобы, в первую очередь, быть поближе к своим семьям, поскольку сообщение с РФ прекращалось на неопределенный срок.
Таким образом, сейчас, по официальным данным, строительному сектору России уже не хватает около полутора миллионов рабочих рук, а сельскому хозяйству — порядка полумиллиона сезонных рабочих. С депортацией нелегальных мигрантов дефицит кадров, понятно, возрастет. Бесспорно, что миграционные и иные законы любой страны необходимо соблюдать, но жесткость подхода к ним — это палка о двух концах. Значит, надо искать выход из создавшегося положения — не на уровне окольных путей, а государственном.
В России уже озвучили инициативу замены трудовых мигрантов осужденными, но проблему дефицита рабочей силы это точно не решит. РИА Новости приводит мнение спикера Госдумы Вячеслава Володина, в соответствии с которым идея не нова, и она в том или ином формате уже реализуется. Но, отметил он, России не хватает порядка 1 млн рабочих рук, при этом в колониях содержится чуть более 478 тыс. человек, а из них только 188 тыс. имеют право замены наказания на принудительные работы.
Словом, нелегалов могут выслать, и пройдет, вероятно, немало времени, прежде чем ряды трудовых мигрантов пополнятся до уровня, отвечающего спросу на них на российском рынке. Чем же, помимо бумажной волокиты, затруднено возвращение мигрантов даже в условиях возобновления авиарейсов с их родины в Россию?
Во-первых, резко повысилась стоимость авиабилетов, и вынужденно простаивающим ввиду высокого уровня безработицы на родине купить их — дело невозможное. Во-вторых, мигранты опасаются новой волны пандемии и очередного запрета на транспортное сообщение с родиной. В-третьих, сокращения рабочих мест из-за неопределенной ситуации с распространением «короны» на фоне обесценивания рубля, на который они покупали доллары и отправляли их домой. А также повышения цен в России на прокорм и крышу над головой.
Правда, Россия кое-какие шаги для сокращения дефицита рабочих рук предпринимает. В частности, от главы набсовета Фонда ЖКХ Сергея Степашина стало известно, что в ближайшее время на российские стройки привезут порядка 300 тыс. трудовых мигрантов. По его словам, создана межведомственная рабочая группа, которая примет решение, чтобы люди, приезжающие для трудоустройства на стройках, работали именно там. Задействованы и другие контакты. Так, по договоренности между ОАО «Российские железные дороги» и министерством инвестиций и внешней торговли Узбекистана, узбекских специалистов привлекут к строительству объектов железнодорожной инфраструктуры на территории России.
Но все эти шаги — лишь капля в море как для полноценной деятельности тех отраслей в России, в которых востребована рабочая сила мигрантов, так и для экономик республик, из которых люди приезжают в РФ на заработки и отправляют деньги на родину. Поступления от трудовых мигрантов составляют одну из главных доходных статей бюджетов почти всех государств Центральной Азии. Собственно, даже во время пандемии в республиках ЦА катастрофического обвала экономик не было — кое-как выжили за счет оставшихся в России.
Например, в структуре ВВП Киргизии денежные переводы физических лиц составляют 23%. Из-за пандемии в 2020-м суммы переводов по сравнению с 2019 годом уменьшились, но всего на 1,3%. А вот за нынешний первый квартал в республику была переведена рекордная за последние шесть лет сумма — 543 млн долларов (это за три месяца), из которых 90% поступило из России.
В Таджикистане в прошлом году объем денежных переводов сократился гораздо больше — на 20%, инфляция в стране достигла, по официальным данным, почти 10%. То есть нехватка финансовых «инъекций» из России дала о себе знать весьма болезненно, тем более, что уровень безработицы в этой стране удручающий. Может быть, ситуация уже выправляется, но более свежих данных пока нет.
Что же касается Узбекистана, денежные переводы в него из России хоть и снизились в прошлом году на 6,4%, но, тем не менее, составили довольно внушительную сумму — 4,344 млрд долларов.
В общем, российское миграционное «донорство», несмотря на пандемию, помогло республикам Центральной Азии выжить. Хотя, надо сказать, что в значительно меньшей степени это касается Казахстана, из которого большого наплыва дешевой рабочей силы в РФ нет. А Туркмения вообще закрыта наглухо.
Возвращаясь к вопросу отмены моратория на депортацию нелегальных мигрантов в условиях, когда пополнение российского рынка труда легальными все еще затруднительно. По данным западных экспертов, нехватка трудовых мигрантов грозит России сокращением роста ВВП, причем не только на текущий момент, но и, как минимум, на десятилетнюю перспективу. Это в первую очередь наводит на простую мысль: для законопослушных работяг из других стран следует создавать максимально привлекательную рабочую и социальную среду, которая более или менее благоприятна сейчас для трудовых мигрантов из государств ЕАЭС. В союз этот Таджикистан и Узбекистан не входят, между тем на российских просторах граждане этих двух стран латают трудовые дыры там, где этим брезгуют местные. Так на заработках за рубежом находятся около 1,6 млн узбекистанцев, то есть около 20% экономически активного населения республики. Из них порядка 1,1 млн выезжают на работу именно в РФ.
Конечно, мигранты вкалывают не даром, но в тяжелых рабочих и бытовых условиях. И, конечно же, «рука руку моет», поскольку рост ВВП определенной части центральноазиатских республик могут обеспечить только трудовые мигранты (в первую очередь это касается Таджикистана), а другой части — ощутимо подсобить в соответствующем деле, в сокращении бедности и безработицы.
Дело сейчас за властями России — ведь только они могут законодательно и на практике решить крайне острую для нее проблему возвращения трудовых мигрантов в том количестве, которое требует экономика страны.
Ирина Джорбенадзе
Источник: