Андрей Белоусов.
Андрей Белоусов, первый заместитель председателя правительства РФ, в Совете при президенте по стратегическому развитию и нацпроектам в последнее время делает заявления, идущие вразрез с мнениями экспертов. В чем причины такого расхождения позиций и чьему опыту стоит доверять?
Белоусов является одним из самых опытных политиков финансового блока. До назначения на свою текущую должность он занимал пост помощника президента РФ, ранее — заметные посты в Минэкономразвития и в аппарате правительства.
Именно Андрей Белоусов был одним из инициаторов идеи повышения ставок НДПИ для ряда отраслей и продвигал этот проект еще с 2018 года. Теперь, в условиях дефицита бюджета, инициатива выглядит более чем разумно, ведь стоимость металлов, в отличие от нефти, продолжает расти или, по крайней мере, не подвержена такой сильной волатильности, а отчисления металлургов в бюджет оказываются относительно небольшими.
Но на недавно прошедшем совещании Андрей Белоусов внезапно согласился с доводами владельцев металлургических компаний, которые убеждали комиссию отменить повышение НДПИ для «новых проектов». Ссылаясь на необходимость инвестировать в развитие инфраструктуры, ведущие металлурги, по информации СМИ, убедили первого вице-премьера «войти в их положение».
Интересно, что в экспертном сообществе никто не знает ни о каких новых проектах: все текущие инициативы в металлургии реализуются на старых мощностях, а значит — не требуют каких-то масштабных вложений. Да и вообще уже несколько лет российские металлургические холдинги направляют до 100% свободных финансов на выплату дивидендов. Значит, ни о каких инвестициях речи не идет. Корпорации просто стремятся больше заработать. А учитывая, что, по информации из публичных источников, большая часть акционеров российской металлургии — иностранцы, речь идет о целенаправленном выводе доходов из страны. Некоторые компании даже умудряются брать кредиты для того, чтобы выплачивать колоссальные дивиденды, отмечает в своем блоге трейдер и инвестор Александр Кашин.
Явный дисбаланс оказался неочевиден
По данным Vygon Consulting, доля валовых налогов, в число которых входит НДПИ и таможенная пошлина, разнится для различных отраслей. Для нефтяных компаний этот показатель варьируется от 60 до 64%. Газовая монополия отдает от 28 до 32%. Добывающие алмазы компании платят в казну 8%, золотодобыча — 6%, а в выручке горнорудных компаний их вес не превышает 5%. Так, за руды черных металлов валовые налоги составляют 4,8%, а для полиметаллических руд и того меньше — 1,8%. Таким образом, по подсчетам Минфина, введение прогрессивной шкалы НДПИ повысит налоговую нагрузку на прибыль металлургов всего на 2%. А в случае отказа от ее использования государство может потерять до 1,2-1,3 трлн рублей.
Но, несмотря на позитивное начало и казавшийся реальным курс на повышение налогов, правительство так и не пришло к необходимости поднятия этих ставок. В настоящее время создается комиссия, которая будет определять, для кого налоги вырастут, а для кого — нет. И на каком основании будут приниматься эти решения уже сейчас несложно догадаться.
«Обращает на себя внимание тот факт, что где эта инициатива зародилась, там она и стала притормаживать. Мало кто помнит, идею прогрессивного налога на металлургов два года назад выдвинул Андрей Белоусов (на тот момент помощник президента), за что тогда был подвергнут в прессе остракизму. Сегодня, когда инициатива Белоусова оказалась востребована, а сам он, казалось бы, вышел в победители, Андрей Рэмович неожиданно включил задний ход. Что любопытно и весьма показательно — сразу после встречи с представителями металлургических компаний», — отметил Дмитрий Журавлев, политолог, генеральный директор Института региональных проблем.
Не только НДПИ
Ранее, в июле 2020 года, Андрей Белоусов сделал неожиданное заявление о том, что уже к 2023 году российская экономика сможет выйти на темпы роста выше среднемировых, то есть превысить устойчивые 3% в год.
В своем выступлении Белоусов заявил, что «кризис в России, вызванный пандемией коронавируса, не приобрел системного характера», и поэтому все определенные ранее показатели роста вполне достижимы.
Многие эксперты не соглашаются с этим и отмечают, что последствия кризиса могут оказаться очень серьезными. Например, руководитель Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Владимир Климанов заявил, что «экономический кризис, который в настоящее время переживает РФ, носит более системный характер, чем все прежние».
В текущей ситуации возникает вопрос, почему первый вице-премьер делает столь оптимистичные заявления на фоне общего снижения экономической активности, роста безработицы и ухудшения других показателей? Почему было решено оставить у металлургических олигархов все их сверхдоходы вместо запланированного и уже многократно одобренного повышения НДПИ? «Андрей Рэмович, не хочется констатировать очередной успех „коридорной дипломатии“, но, похоже, другого объяснения ваших действий не остается», — комментирует в своем телеграм-канале экономист Никита Кричевский.
Сергей Петров
Источник: